Северная звезда ТНК-ВР

CIO

04 ноября 2011г.

В нынешнем году ТНК-ВР консолидировала свои офисы, расположенные в Москве, в здании бизнес-центра Nordstar Tower. В рамках проекта создана сложная многокомпонентная ИТ-инфраструктура, обеспечивающая условия для продуктивной и комфортной работы сотрудников холдинга.

До недавнего времени сотрудники ТНК-ВР размещались в 12 распределенных по Москве офисах. В 2010 году совет директоров ТНК-ВР принял решение консолидировать все московские офисы в одном здании бизнес-центра Nordstar Tower. Перед проектной командой стояла задача на 20 этажах бизнес-центра построить мощную и надежную инженерную и ИТ-инфраструктуру, включающую в себя 10 систем, реализовать комплекс технических средств безопасности (КТСБ) из 8 систем и обеспечить привычный для пользователей уровень сервиса по всем ИТ-составляющим. Выполнить проект предстояло в сжатые сроки: на все работы отводилось 7 месяцев.

По итогам открытого конкурса подрядчик выбрал для создания ИТ-инфраструктуры и системы КТСБ компанию «Астерос».

– Комплексный проект требует взаимодействия заказчика с различными организациями, которые реализуют строительную часть, инженерные системы, системы ИТ и безопасности, занимаются поставкой мебели и непосредственно переездом, – поясняет выбор Татьяна Мохова, директор ИТ-проектов ТНК-ВР. – Высокий уровень профессионализма в создании офисов «под ключ» и опыт организации сложных проектных работ мы рассматривали в качестве ключевых компетенций. Всем этим требованиям в полной мере отвечала компания «Астерос».

Новое здание с прежним фасадом

Корпоративные стандарты ТНК-ВР подразумевают свободу выбора технологических решений из продуктовых линеек определенных вендоров. Поэтому в рамках тендера предполагалось, что системный интегратор мог выбрать решение любого вендора в пределах стандартов. В процессе переговоров с компанией «Астерос» были найдены совместные решения, оптимизирующие расходы на приобретение оборудования.

В рамках проекта были развернуты:

  • СКС (структурированная кабельная система);
  • ЛВС (локальная вычислительная сеть);
  • система беспроводного доступа Wi-Fi;
  • IP-телефония; > система видео-конференц-связи;
  • комплекс мультимедийных средств, включая IP-телевидение;
  • система печати.

Введены в действие также отдельные комплексы, такие как центр визуального моделирования и кризисный центр.

Создан комплекс технических средств безопасности, объединяющий 8 подсистем, в том числе систему видеонаблюдения высокой четкости и систему управления правами доступа с расширенными возможностями.

В новом здании планировка рабочих мест сотрудников максимально приближена к той, что была в старом офисе на Арбате. Но теперь за привычным интерфейсом скрывается существенно обновленная и усовершенствованная технологическая начинка.

Инновационные решения применены при создании структурированной кабельной системы. «СКС построена на базе оборудования Panduit, насчитывает 14 600 портов и поддерживает работу 3 500 пользователей, – рассказывает Георгий Бурцев, вице-президент, директор департамента нефти и газа компании «Астерос». – Сегодня это самая крупная в России и Восточной Европе СКС, построенная на оборудовании этого вендора».

Ключевым элементом СКС является система мониторинга, обеспечивающая интеллектуальное управление структурированной кабельной системой в режиме реального времени. «При таком масштабе через некоторое время в СКС обычно возникает, мягко говоря, беспорядок: изменения множатся и выходят из-под контроля, – поясняет Татьяна Мохова. – Для поддержания порядка необходимо затрачивать много времени и усилий на документирование изменений. Но и в такой скрупулезной работе не исключены ошибки. В результате сотрудникам службы поддержки приходится тратить огромное количество времени на то, чтобы понять, что происходит в их хозяйстве. Как следствие, увеличивается количество простоев. Система мониторинга позволяет отслеживать и фиксировать любые изменения, которые происходят в СКС».

Интеллектуальный компонент системы выводит данные мониторинга на панели операторов в удобном для восприятия виде. Оператор в режиме реального времени видит все порты, их статус, имеет возможность формировать необходимые отчеты и давать задания на коммутацию. Если система регистрирует несанкционированные коммутации, оператор может быстро предпринять необходимые действия (отменить соединение, сообщить в службу безопасности и пр.). Система позволяет сократить численность операторов при более высоком качестве обслуживания.

В новом офисе создана инновационная среда коммуникаций для сотрудников – комплекс мультимедийных систем, который объединяет переговорные комнаты, конференц-залы и приемные. Для этого использовано новейшее оборудование мультимедиа. Камеры для видео-конференц-связи, а также оборудование коммутации видео и звука обеспечивают передачу изображения высокой четкости (HD, 720 строк). Основные мультимедийные системы сосредоточены на 13-м этаже, где располагаются переговорные комнаты и залы, а также трансформируемый конференц-зал. Подобного комплекса не было ни в одном из прежних офисов компании. Архитектурное и технологическое решение трансформируемого конференц-зала позволяет произвольно комбинировать пространство трех переговорных залов, объединяя или разграничивая его в зависимости от требований текущей ситуации. При этом пользователям остаются доступными все ИТ-сервисы и в варианте общего зала, и в варианте мини-залов. Большой зал способен вместить до 150 сотрудников.

В рамках проекта создан уникальный программно-аппаратный комплекс – центр визуального моделирования. Его работу поддерживают проекционное оборудование, программное обеспечение для обработки и визуализации данных, а также уникальный сплошной экран размером более 6x2 м. Он позволяет отображать данные, поступающие из филиалов и предприятий нефтяной группы, в формате 3D с разрешением 4К. Для сравнения: разрешение, в котором демонстрируются 30-фильмы в современных кинотеатрах, вдвое меньше. На экране создаются модели нефтяных месторождений, необходимые для геологических, геофизических и гидродинамических исследований. Визуальное моделирование помогает специалистам принимать более точные и обоснованные решения при разработке месторождений.

Экран был произведен на заказ, специально для задач ТНК-ВР.

– Доставка и установка такого оборудования оказалась делом нетривиальным, – вспоминает Георгий Бурцев. – Для того чтобы внести его в здание бизнес-центра, потребовалось разобрать часть фасада и арендовать специальный подъемный кран с высокоточным управлением. Центр визуального моделирования - первое в России решение таких масштабов и функциональных возможностей, но оно может успешно внедряться в других компаниях нефтегазовой отрасли и не только.

В рамках проекта оборудовано помещение кризисного центра компании. Инфраструктурный комплекс центра объединяет камеры высокой точности для проведения сеансов видео-конференц-связи, оборудование коммутации видео и звука и видеостены с панелями сверхвысокого разрешения. Отметим, что системы коммутации видеоизображения и аудио могут работать в автономном режиме, независимо от общей системы мультимедиа. Сотрудники кризисного центра имеют возможность получать информацию непосредственно из филиалов и предприятий нефтяной группы. Для удобства восприятия информации с панелей видеостен разработаны алгоритмы управления изображениями. Например, в режиме ВКС при выключенном микрофоне отображается общий план комнаты, а при включенном – на панель видеостены автоматически выводится крупный план спикера. На экраны с помощью специального устройства выводятся печатные материалы, необходимые для анализа ситуации и принятия решения. Благодаря высокому разрешению текст виден очень четко. Можно вывести на панель видеостены изображение с любого из компьютеров центра. Звук также может быть подключен из любого источника.

Основное назначение помещения – обеспечить возможность принятия решений в случае ЧП. Поэтому чрезвычайно важно было гарантировать участникам кризисного штаба получение информации по любому из каналов связи, доступному в данный момент в «горячей точке». Кризисный центр оборудован максимально широким спектром средств связи.

В штатном режиме мультимедийные системы кризисного центра управляются с рабочего места оператора на десктопе. Для проведения совещаний с ограниченным уровнем доступа, где невозможно присутствие оператора, управляющего мультимедийными системами, предусмотрена возможность управления с iPad. Для этого специалисты «Астероса», который сегодня является единственным в России официальным системным интегратором Apple, создали и интегрировали в iPad специальное приложение. Подобная технология обеспечивает управление системами и других переговорных комнат и конференц-залов, расположенных на 1 3-м этаже. В несколько касаний сотрудник компании регулирует свет и звук в залах, выводит на видеостену изображение, подключает участников к видео-конференц-связи и так далее.

В новом офисе по-новому организована система печати. Система построена на решении HP Follow Me. Сотрудники распечатывают необходимые им документы на любом принтере, независимо от местонахождения: это позволяет перераспределять ресурсы парка копировальной техники и не ограничивает свободу перемещения пользователей.

Все помещения офиса охвачены беспроводной сетью Wi-Fi. Сотрудники работают в любой точке офиса, без привязки к конкретному рабочему месту, имеют доступ к необходимым информационным ресурсам холдинга с планшетных компьютеров и мобильных телефонов без прерывания сервисов.

ИТ-инфраструктура нового офиса не только удовлетворяет текущим потребностям бизнеса, но и стала технологическим фундаментом для будущего развития. Например, IP-телефония служит основой для развития модели Unified Communications, в рамках которой при помощи телефона и компьютера сотрудники постоянно находятся в едином корпоративном информационном пространстве. Реализация проектов развития была отложена, чтобы дать сотрудникам возможность привыкнуть к новому офису и не перегружать их изменениями, однако их старт уже запланирован.

– Перемены не самоцель, – подчеркивает Антон Строкович, заместитель вице-президента по ИТ компании ТНК-ВР. – Нам важно было сохранить работоспособность ИТ-систем, дать сотрудникам возможность более гибких коммуникаций и направить основные усилия ИТ на поддержку бизнеса. Мы приняли для себя решение не стремиться непременно быть на переднем крае инноваций в ИТ. Стараемся использовать решения, уже проверенные рынком, которые наилучшим образом помогут бизнесу в его деятельности, а не устраивать гонки за инновациями.

ИТ-инфраструктура формировалась, исходя из параметров и конструктивных особенностей здания. Так, большая протяженность здания обусловила необходимость создать две кроссовые комнаты на каждом этаже, чтобы обеспечить корректное прохождение сигнала. На всех этажах расположили также по две копировальные комнаты, чтобы сотрудникам было удобно пользоваться принтерами и копировальной техникой.

Сжатые сроки обусловили повышенную нагрузку на проектную команду. «Работали в две смены, нередко ночами, постоянно искали решения по взаимодействию с подрядчиками, чтобы скоординировать действия и не выбиться из графика, – вспоминает Георгий Бурцев. – При внедрении нового мультимедийного оборудования мы привлекали производителей, чтобы как можно быстрее решить проблемы с поставкой запчастей и поддержкой внедренного решения».

Переезд

Процесс переезда и качество систем ИТ и безопасности были реализованы на таком высоком уровне, что с точки зрения ИТ-поддержки бизнес не заметил переезда. В 18:00 на старом рабочем месте сотрудники собирали вещи в коробку – и на следующий день к 9:00 приходили на рабочее место в новом офисе к полностью настроенному компьютеру, рядом с которым стояла коробка с вещами. Можно было сразу приступать к работе.

Подготовка к переезду началась за три месяца до его старта. Департаменты ИТ, внутренних коммуникаций, безопасности и административный совместно разработали пошаговые почасовые планы для каждого сотрудника. Эти планы включали в себя схемы переезда с местом нового размещения, хронометрированным описанием действий каждого пользователя и общим временным графиком. По этой «инструкции» работали все службы, задействованные в переезде. Проектная команда организовала серию встреч с пользователями, на которых разъяснялась последовательность переезда, сотрудники ИТ-департамента отвечали на вопросы пользователей. Чтобы избежать возникновения проблем с ИТ-составляющей, было проведено несколько репетиций переезда сотрудников. Такое детальное планирование процесса позволило составить четкое представление о последовательности действий работников ТНК-ВР, подрядчиков и пользователей, а также скоординировать действия всех подрядчиков. Параллельно в новом офисе тестировалась работоспособность рабочих мест сотрудников, отвечающих за ключевые бизнес-направления компании. Это тестирование помогло убедиться, что конкретный человек с конкретным ноутбуком сможет сразу же воспользоваться приложениями, необходимыми ему для работы.

Одновременно сотрудники ИТ-департамента разработали тайминг демонтажа-монтажа пользовательского места. В ходе ежесуточного контроля переезда своевременно и гибко корректировалась численность людей, вовлеченных в процесс переезда.

Отметим, что монтажные и пусконаладочные работы длились меньше семи месяцев.

– Монтировать мультимедийные системы, когда еще не все стены возведены, смысла нет, – поясняет Татьяна Мохова. – Поэтому если сам проект переезда занял семь месяцев, то ИТ-часть была реализована в более сжатые сроки. Это была серьезная нагрузка на всех сотрудников проектной команды. Для контроля выполнения работ коллеги встречались в штабе проекта, принимали оперативные решения. Руководители проекта общались ежедневно, чтобы выявить возникающие проблемы и определить пути их решения.

Колоссальный объем работ в короткие сроки можно провести только при четкой организации действий заказчика и подрядчика. Работа проектных команд со стороны «Астероса» и ТНК-ВР была синхронизирована, сделано очень четкое и понятное разграничение обязанностей, настроена плотная коммуникация на всех уровнях проектной команды. С момента начала монтажа систем в здании была размещена штаб-квартира проектного офиса, и все ключевые специалисты большую часть суток находились на проектной площадке. В зависимости от ситуации на проекте выстраивалась система отчетности.

Эффективность проекта

Проект полностью уложился в отведенные сроки, все запланированные работы выполнены в полном объеме и в рамках установленного бюджета. ИТ-департамент ТНК-ВР регулярно проводит опросы пользователей для измерения удовлетворенности сотрудников уровнем ИТ-сервисов. В прошлом году индекс удовлетворенности составлял 85%. Сегодня, после переезда, этот показатель возрос до 89%. «Рост индекса удовлетворенности говорит о том, что мы смогли не только плавно перевести работу в новый офис (более трех тысяч человек за один месяц), обеспечив при этом непрерывность их деятельности, но и улучшить качество ИТ-сервисов, – подчеркивает Татьяна Мохова. – Цель проекта – снижение операционных затрат – достигнута. По нашим расчетам, экономия в части операционных затрат составит около 30 млн долларов».

Елена Некрасова

Возврат к списку

Твитнуть

Спасибо за интерес к Группе «Астерос»!

Техподдержка мобильных решений