Экономтехнологии

Компания

27 октября 2008г.

В период кризиса перед банками встает вопрос о приостановке проектов по автоматизации различных процессов. С одной стороны, они вынуждены сокращать издержки, с другой – внедрение подобных технических средств может благотворно повлиять на положение компании. Участники рынка уверяют, что можно изменить IT-стратегию без существенных затрат.

Основная часть бюджетов на банковские IT-проекты «заточена» под перспективное развитие. Однако компании финансового сектора сворачивают целые направления деятельности и закрывают департаменты. В этой ситуации они думают о спасении, а не о развитии бизнеса. Многие банки переписали бизнес-планы и отложили инвестиционные проекты на неопределенный срок. Такая экономия коснулась бюджетов на информационные технологии, которые часто связаны с реализацией этих планов. К примеру, в ряде банков были приостановлены проекты по развитию региональной сети. Таким образом, дальнейшие перспективы IT-инфраструктуры в регионах оказались под сомнением. Виктор Розанцев, вице-президент, руководитель департамента по работе с клиентами финансового и страхового сектора «Би-Эй-Си», говорит о том, что компании финансового сектора очень быстро отреагировали на разворачивающийся кризис и начали пересматривать IT-расходы еще в сентябре. Многие проекты сегодня заморожены. В то же время Розанцев уверен, что часть из них будет завершена несмотря на то, что банки «затягивают пояса» и сокращают IT-бюджеты на 2009 год. При этом у отрасли информационных технологий как раз есть инструменты, которые способны помочь банкам в условиях кризиса.

Затянем дружно пояса

Самый очевидный инструмент сокращения издержек – переход на IT-аутсорсинг. Данная мера способна принести существенную экономию, если компания держала большой штат «технарей». В кризисный период бюджеты перераспределяются между подразделениями банка. Часть IT-бюджета, направленная на перспективное развитие, становится более востребована для поддержки критичных бизнес-процессов. Тагир Яппаров, генеральный директор компании «АйТи», находит свои плюсы в сегодняшней ситуации: «В целом кризис, можно сказать, даже способствует более осмысленному применению IT. Банки долго и тщательно взвешивают необходимость внедрения новых систем и технологий, требуют более углубленного технико-экономического обоснования IT-проектов, более осознанно расставляют приоритеты в применении IT». Яппаров сравнивает нынешний кризис с событиями 1998 года: «Тогда были существенно урезаны бюджеты на IT ввиду неполного понимания эффективности внедрения технологий. Сейчас этот вопрос рассматривается иначе. В условиях кризиса на первый план выходит экономия средств, снижение операционных издержек и повышение эффективности бизнеса, в чем информационные технологии могут помочь».

В качестве дополнительного метода экономии Яппаров рекомендует использовать модель аренды приложений – SaaS (Software as a service). Эта технология подходит для некрупных банков и бизнес-приложений для небольшого количества рабочих мест (в пределах нескольких десятков). Преимущество SaaS в условиях кризиса в том, что банк платит за аренду приложения (к примеру, CRM-системы) в зависимости от количества сотрудников, которые работают в системе. Если их число сократилось – автоматически быстро уменьшаются и арендные платежи. При этом система установлена у провайдера услуги, то есть банк не тратит средства на IT-инфраструктуру и поддержку. Также можно сократить расходы на лицензионные платежи за софт. Сюда же нужно отнести переход на использование открытого ПО. По мнению специалистов, кризис будет способствовать более широкому использованию программного обеспечения с открытым кодом. Об этом заявила директор по исследованиям Gartner Шарон Мерц, прилетевшая в Москву, чтобы презентовать исследование рынка открытого программного обеспечения на СПО-саммите ROSS-RU. Открытое ПО требует технической поддержки, разумеется, платной, но дает возможность существенно сэкономить на лицензионных платежах.

Дорогие ошибки

Впрочем, опрометчиво сразу отказываться от части затрат на IT. Сначала стоит просчитать возможные последствия. Александр Романовский, директор по решениям для финансовых институтов «SAP СНГ», рекомендует банкам в первую очередь проанализировать те проекты, которые уже запущены или находятся на стадии развертывания. «Что касается новых проектов, на мой взгляд, наступает время, когда в условиях объединения структур (а происходит это буквально на глазах) будут срочно необходимы решения, которые дают общую управленческую картину акционерам и менеджерам этих объединенных финансовых структур», – говорит эксперт. Романовский уверен, что такие проекты не только не нужно замораживать, а наоборот, важно именно сейчас оперативно заложить в бюджеты затраты на IT-средства для их реализации. Консолидация активов требует немедленного запуска подобных проектов, иначе ее попросту невозможно будет осуществить. Компания SAP предлагает для финансового рынка пакет решений, которые нацелены на несколько задач сразу. Среди них управление клиентским блоком, клиентскими и собственными операциями, включая фронт-офис. Кроме того, предлагается блок для управления организационной структурой или несколькими, финансами и рисками банка любого масштаба, а также пакет форм обязательной отчетности банка. Еще одно решение – блок по управлению персоналом финансовой организации, а также платформа для интеграции бизнесов банка.

Электронная операционистка

Яппаров рекомендует тщательно выбрать те проекты, которые необходимо довести до конца, особенно связанные со стратегией выживания банка и его дальнейшим развитием. По его мнению, следует использовать технологии, которые помогут сократить, например, занимаемые офисные площади. В банковской сфере таким решением может стать внедрение электронного обслуживания или терминалов, реализующих дополнительные сервисы для клиентов. «Сегодня мы наблюдаем, как сокращается доля инвестиционных программ и кредитных продуктов. Очевидно, что вложения в IT-поддержку этого направления стоит оставить до лучших времен. Розничный бизнес, напротив, для многих банковских структур становится основным источником дохода. Логично выбрать путь повышения прибыльности ритейлового банковского бизнеса за счет снижения издержек, а по сути – уменьшения стоимости одной транзакции», – рассуждает Розанцев. Информационные технологии обладают огромным потенциалом сокращения операционных расходов. Обработку платежей могут производить операционисты банка. В этом случае годовое обслуживание одного клиента стоит около $50. При этом можно предоставить клиенту доступ к банковским операциям через интернет-банкинг или контакт-центр. «Экономия будет колоссальной – к примеру, обслуживание клиента через call-центр обходится не более чем в $35 в год. Такие решения могут в краткосрочной перспективе принести серьезную экономию», – утверждает Розанцев.

Виртуализация в действии

Одним из эффективных способов сократить издержки на развитие аппаратных платформ эксперты называют применение технологии виртуализации. «По нашим оценкам, внедрение виртуализации повышает загрузку серверов до 50 – 70%, соответственно, потери уменьшаются на порядок. Также эта технология снижает капитальные затраты на инфраструктуру на 30 – 40% и больше, а еще позволяет уменьшить количество персонала, обслуживающего серверы. Один администратор может обслуживать 10 обычных серверов или до 30 виртуальных серверов», – говорит Яппаров. Виртуализацию следует рассматривать и как метод оптимизации использования оборудования через консолидацию серверов, снижение энергопотребления, повышение доступности сервисов с учетом соблюдения критичных для банковских структур вопросов безопасности. Еще более важной задачей в связи со снижением численности персонала становится управление существующим парком серверов и приложений меньшим числом специалистов. Что делать, если объем работы по поддержке IT-инфраструктуры остался прежним, а персонал сократили на 20 – 30%? В этом контексте особую роль начинают играть средства управления (ПО для автоматизации), позволяющие организовать IT-поддержку бизнеса меньшим составом специалистов, в том числе с более низкой квалификацией. Таким ПО как раз и являются продукты виртуализации. Например, Олег Мельников, вице-президент по развитию направления автоматизации компании Parallels, рассказывает, что один из клиентов компании благодаря виртуализации сумел сэкономить $68 000 ежемесячно, не говоря уже о сокращении затрат на кондиционирование в дата-центре.

Выбирай и проверяй

Во время кризиса многие банки нуждаются в адекватном IT-консалтинге, для того чтобы оптимизировать работу основных бизнес-приложений. Николай Дорогов, руководитель группы по хранилищам данных практики ИАС Columbus IT, считает, что автоматизация банковских процессов в России имеет ряд особенностей, обусловленных историческим развитием системы финансовых институтов и IT-технологий в стране. Например, в большинстве российских банков внедрены и используются сразу несколько информационных систем. Это затрудняет проведение анализа и построение комплексных отчетов, содержащих информацию из нескольких различных источников данных одновременно. Кроме того, в автоматизрованных банковских системах и модулях учетных систем данные хранятся в виде, неудобном для использования в системах отчетности. В такой ситуации банк, накапливая детализированные данные, не может эффективно применять их для решения бизнес-задач. Выходом из этой ситуации может стать построение системы отчетности и анализа, основанной на хранилище данных, объединяющем информацию из различных источников. По словам Дорогова, для облегчения сопровождения и обеспечения возможностей развития подобных систем банки все чаще выбирают специализированные продукты, решающие задачи интеграции данных и Business Intelligence. Особое внимание уделяется и выбору компании-партнера, обеспечивающей внедрение системы. Дорогов рекомендует обязательно учитывать опыт успешных проектов и привлекать сильную команду для внедрения.

Светлана Рагимова, CRN

Возврат к списку


Спасибо за интерес к группе «Астерос»! Чтобы мы могли предоставить вам информацию по теме «Экономтехнологии», заполните, пожалуйста, поля «E-mail» или «Телефон».