Новости

«Астерос»: «Электронная путевка» готова на 80%

ICT Online

29 декабря 2016г.

Ростуризм и группа «Астерос» завершили второй, центральный, этап создания федеральной информационной системы «Электронная путевка». Беспрецедентный для страны проект стартовал два года назад как ответ регулятора на многочисленные инциденты, имевшие место на туристском рынке России последние годы. Череде событий с банкротствами туроператоров и сотнями российских туристов, не имеющих возможности вылететь на родину, решено было положить конец путем создания инструмента регулирования отрасли и совершенствования российского законодательства.

Алексей Денисов, директор проекта Электронная путевка, Астерос

Алексей Денисов, директор проекта «Электронная путевка», «Астерос»

В рамках проекта предусмотрена интеграция с 10 государственными, туристскими, банковскими и другими информационными системами, при этом вычислительные мощности ИС «Электронная путевка» будут обеспечивать обработку информации от 30 млн пользователей услуг туроператоров, выполнять прием не менее четырех запросов в секунду, а объем информации по каждому туристу, обратившемуся за услугой в ИС «Электронная путевка», будет содержать не менее 2 тыс. символов. Согласно условиям контракта, система должна соответствовать всем требованиям по информационной безопасности и, в частности, по защите персональных данных граждан. О деталях создания государственной информационной системы изданию ICT-Online рассказал директор проекта со стороны группы «Астерос» Алексей Денисов.

— Алексей, расскажите, пожалуйста, с чего началось сотрудничество с Ростуризмом? И почему для создания «Электронной путевки» был выбран именно «Астерос»?

— Сотрудничество с Ростуризмом началось с победы «Астерос» в конкурсе на разработку первой очереди информационной системы «Электронная путевка» (ИС ЭП): наше предложение оказалось лучшим среди 11 поданных заявок. В свою очередь, работы по созданию системы стартовали по поручению Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева (резолюция от 3 сентября 2014 г. № ДМ-П44-65пр) в декабре 2014 года, когда Ростуризмом была разработана и утверждена «Концепция создания информационной системы „Электронная путевка“».

— Какие предварительные работы потребовалось провести для старта проекта? Какие уникальные компетенции «Астероса» потребовались?

— Поскольку проект является уникальным не только для России, но и в мире подобных решений практически нет, потребовалось привлечение ведущих специалистов «Астерос» в области разработки информационных систем. Нам пришлось изучить не только возможные платформенные решения, на базе которых разрабатывалась будущая система, но и все нюансы законодательной базы, которая позволит легитимизировать использование «Электронной путевки» в отрасли. На базе мощностей компании был развернут программно-аппаратный комплекс, на котором и проходила разработка и последующее тестирование системы. Для реализации проекта нами были мобилизованы не только технические ресурсы, но и штат специалистов в области законотворческой деятельности.

— Когда проект стартовал? Что было сделано на первом этапе, какие результаты получены?

— В июне 2015 года Ростуризм и «Астерос» подписали первый контракт. Начальный этап работ, в рамках которого реализовано технорабочее проектирование системы и подсистем, а также разработка требований к их функционалу, завершен разработкой опытного образца ИС ЭП.

Кроме того, для согласования регламента информационного обмена и отработки механизмов интеграции между «Электронной путевкой» и системами туроператоров было организовано тестирование прототипа ведущими поставщиками услуг в сегментах выездного и внутреннего туроперирования на базе Центра компетенций «Астерос». Первыми приняли участие в тестировании компании «НТК Интурист» и ITM Group. Также к апробации был привлечен крупнейший разработчик программного обеспечения для автоматизации туристской деятельности — «Мегатек», отраслевое решение которого используют более 800 операторов по всей России. Согласно плану тестирования в прототипе ИС «Электронная путевка» обработана информация о более 40 тыс. туров и более 50 тыс. путевок с обезличенными персональными данными.

Анализ результатов тестирования позволил учесть разнообразие и специфику оказания туруслуг разными поставщиками. Важным преимуществом компании-тестировщики назвали возможность для каждого туриста в любой момент в режиме онлайн проверить статус своей путевки. Получены положительные отзывы об удобстве интерфейса будущей системы и информативности рабочего кабинета туроператора, в котором отображаются данные, переданные в ИС, и соответствующая статистика.

— В какие временные сроки проходил второй этап, что было сделано в ходе него?

— По итогам второй очереди работ обеспечены контроль достаточности финансовых гарантий туроператоров и защита персональных данных. Кроме того, сегодня все электронные путевки, передаваемые в систему по зашифрованным каналам туроператорами и турагентами, заверяются электронно-цифровой подписью (ЭЦП). Банкам и страховым компаниям предоставлена возможность оперативного контроля размера банковских гарантий и страховых депозитов туроператоров.

Также специалистами «Астерос» даны предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации норм Федерального закона № 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристическую деятельность», связанные с практическими аспектами применения системы «Электронная путевка».

— По вашей собственной оценке, чем проект уникален? С какими другими работами «Астероса» его можно сравнить?

— Создание информационной системы «Электронная путевка» является для нас поистине беспрецедентным: это федеральный масштаб, уникальные для нашей страны отраслевые решения и социальная значимость проекта. Нам удалось проделать большую работу совместно с коллегами из Ростуризма. На данный момент готовность системы доведена до 80%. Мы добились максимального уровня защиты информации, в частности, персональных данных граждан, и готовы идти дальше. Впереди нас ждет главное — вывод «Электронной путевки» в жизнь, оценка рынка и граждан. Это наиболее важная и критичная для нас часть работы, и мы приложим все усилия, чтобы и финальный этап был успешным.

— Что планируется сделать на завершающем этапе? Когда он пройдет, какие задачи должны быть решены?

— Согласно Федеральному закону от 2 марта 2016 г. N 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность», единая информационная система будет введена в промышленную эксплуатацию с 1 января 2018 года. Одновременно планируется проведение комплекса мероприятий по внедрению системы в операционные процессы деятельности участников туристского рынка на условиях ее обязательного использования. В технической части проект предусматривает формирование процедур обеспечения эксплуатации и поддержки пользователей системы. По завершении работ также будет создана нормативно-правовая база для полноценного функционирования системы и придания юридического статуса всем процессам, осуществляемым через ИС «Электронная путевка».

ИС «Электронная путевка» должна обеспечить прозрачность и контроль деятельности туроператоров и турагентов рынка в соответствии с законодательством РФ, предоставить возможность оперативного мониторинга и информирования о ситуации в отрасли, а также формировать отчетность, содержащую достоверные статистические и аналитические данные. Семь подсистем «Электронной путевки» позволят оперативно обрабатывать и хранить данные, поступающие от туроператоров, ведомств, объединений, страховых компаний, органов сертификации.

— Как в дальнейшем «Астерос» планирует использовать опыт, наработки, партнерские связи, полученные в ходе данного проекта?

— Полученный опыт в разработке информационной системы федерального масштаба, а также сформированная организационная структура проекта, в которую вошли представители туристической отрасли, банков, страховых компаний, разработчиков специализированного ПО, позволили «Астерос» совершить технологический прорыв в области построения информационных систем для крупных государственных заказчиков, нуждающихся в партнерах, способных предложить нестандартные решения под возникающие потребности. Социальная составляющая проекта позволила утвердить наши позиции в секторе компаний, работающих не только для бизнеса, но и для всего населения России.

— Спасибо за беседу!

Возврат к списку

Твитнуть

Спасибо за интерес к группе «Астерос»! Чтобы мы могли предоставить вам информацию по теме ««Астерос»: «Электронная путевка» готова на 80%», заполните, пожалуйста, поля «E-mail» или «Телефон».