Голевой момент
Коммерсант
01 июня 2017г.
Экономика спорта
Государственные вложения в организацию чемпионата мира по футболу в 2018 году уже составляют 638,8 млрд рублей. Представители бизнеса верят: они отобьются. Когда и как это должно произойти и кто заработает на мундиале, узнавала корреспондент BG Влада Гасникова.
Расходы на проведение чемпионата мира по футболу из федерального бюджета составляют 638,8 млрд рублей, это данные от 31 января: в этот день в постановление «О программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу» правительство внесло изменения, увеличив сумму на 19 млрд рублей. Очевидно, что цифра может меняться еще неоднократно.
638,8 млрд рублей — это деньги, которые пойдут на строительство и реконструкцию стадионов и более мелких спортивных объектов, тренировочных баз, временную инфраструктуру безопасности стадионов в девяти городах, за исключением Петербурга и Москвы, а также на организационные расходы.
Матчи мундиаля пройдут в 11 российских городах: Волгограде, Екатеринбурге, Казани, Калининграде, Москве, Нижнем Новгороде,
Дмитрий Трофимов, заместитель руководителя коммерческой дирекции группы «Астерос»
Мероприятия уровня и масштаба Олимпиады или чемпионата мира по футболу — это двигатель экономики, глобальный катализатор развития не только самого спорта, но и производства, сферы услуг, IT, телекоммуникаций и связи, уверен заместитель руководителя коммерческой дирекции группы «Астерос» Дмитрий Трофимов. Его компания строит периметр безопасности и реконструирует кассовые павильоны в «Лужниках». «Мало возвести только стадион или арену — нужно обеспечить всю сопутствующую инфраструктуру: транспортные развязки, гостиницы, рекреационные зоны. Кроме того, нужно внедрить решения комплексной безопасности спортивных объектов, прилегающих к ним территорий и транспортных узлов. Сначала экономика „работает“ за счет строительства, подготовки спортивного объекта, затем в режиме его эксплуатации, ну и, конечно, во время самой активной фазы — проведения матчей и соревнований. Прямо или косвенно — но события уровня чемпионата мира затрагивают практически все сферы производства и услуг. Загружаются производственные цепочки — от металлургических и бетонных заводов до карьеров по добыче песка», — рассказывает господин Трофимов.
Частный капитал в любой стране проведения чемпионата мира (ЧМ) традиционно финансирует проекты инвестиционно понятные и привлекательные при долгосрочном планировании: гостиницы, аэропорты, отдельные объекты электроэнергетики, говорит директор департамента консалтинга, исследований и оценки
В момент проведения самого чемпионата на трансляциях спортивных событий и рекламе будут зарабатывать
Учитывая количество новых и реставрированных стадионов, гостиниц, дорог и аэропортов, работы предстоит достаточно, более того, эти объекты могут стать постоянными клиентами для аутсорсинговых компаний, полагает
Пиво — один из главных атрибутов футбольной культуры, поэтому для индустрии в целом мероприятия этого профиля — время больших возможностей. Директор по корпоративным отношениям и правовым вопросам
Традиционно считается, что больше всего на чемпионатах мира зарабатывает туризм. «Неоспорим рекорд Германии, которую в связи с чемпионатом в 2006 году посетило больше 2 млн туристов. Успех Германии, безусловно, связан с возможностями безвизового передвижения в рамках Евросоюза. Однако туристические потоки и иностранные гости не способны окупить ЧМ в краткосрочном периоде. Позитивный эффект приводит к увеличению турпотока иностранцев в год проведения мероприятия: число гостей страны в Бразилии, обычно составлявшее около 5,5 млн человек, в год проведения ЧМ выросло до 7 млн», — приводит статистику Александр Морозов.
Если наплыв посетителей мундиаля не отпугнет туристов, которые не интересуются футболом, то в городских отелях может случиться дефицит номеров — и тогда будет расти стоимость проживания, рассказывает директор по развитию Nevsky Hotels Group Дмитрий Барановский.
В преддверии чемпионата активно продаются квартиры в центре города под организацию хостелов и апартаментов, наблюдает руководитель межрегиональной жилищной программы «Переезжаем в Петербург» Николай Лавров. «В спальных районах города практически в каждом новом доме открываются магазины разливного пива со столиками, телевизорами на стенах и лицензиями кафе и спортбаров, увешанные футбольной символикой, для заработка на трансляции матчей в период чемпионата. В центре города, вокруг Невского проспекта, за последние два месяца закрылось по „техническим причинам“ масса популярных небольших кафе и ресторанов — возможно, на реконструкцию. А возможно, хозяева выгоняют арендаторов, чтобы самим заработать на чемпионате», — предполагает господин Лавров.
Стоимость поездок на такси накануне и во время чемпионата вырастет как минимум на 30%, прогнозирует генеральный директор
После чемпионата
По подсчетам
Рустем Ахмадинуров, профессор социологии из Российского государственного социального университета, обеспокоен судьбой стадионов в Саранске и Калининграде. «Там нет топовых команд уровня
Дмитрий Трофимов из «Астероса» считает, что инвестиции в спортивные сооружения вернутся: стадион может и должен стать широкопрофильным центром спортивной и общественной жизни горожан. «Его инфраструктура должна обеспечивать универсальность использования, как, например, сейчас это происходит с „Казань Ареной“. Только планировать эксплуатацию, загрузку, конкретные мероприятия площадки нужно еще на этапе проектирования», — уверен господин Трофимов.
Крупные спортивные объекты позволяют городам выходить на новый уровень организации всех мероприятий в городе, полагает Валерия Краскова. «Как показывает опыт Сочи, жизнь после крупного события существует. Красная Поляна и олимпийские объекты привлекают до полумиллиона туристов за сезон, а это постоянная дополнительная занятость населения. Наличие таких объектов может стать дополнительным стимулом для генерации событий в данном конкретном месте», — говорит она.
Руководитель филиала детской футбольной школы «Юниор» Надежда Беспалова не разделяет энтузиазма коллег: по ее мнению, оставшаяся после чемпионата мира по футболу инфраструктура может быть полезна только в виде дорог, вокзалов и аэропортов. «Спортивные объекты по большей мере пустуют, искусственно привлекая на свои площадки различные мероприятия», — считает госпожа Беспалова.