Новости

Как влияет сокращение числа банков на рынок ИТ для финсектора?

CNews

29 ноября 2017г.

Прошедший 2016 г. прошел под знаком оздоровления банковской отрасли, что привело к беспрецедентному сокращению числа действующих банков — за год лицензии на банковскую деятельность потеряли более сотни кредитных организаций, на 1 января 2017 г. число действующих банков снизилось до 575 по сравнению с 681 годом ранее. В течение текущего года тенденция на сокращение количества банков сохранилась, хотя процесс замедлился — на октябрь 2017. на рынке осталось 530 банковских организаций. Наиболее крупной организацией, потерявшей лицензию, стал банк «Югра», входивший в топ-30 по активам. Кроме того, в августе 2017 г. ЦБ РФ объявил о санации и введение временной администрации в «ФК Открытие», одном из крупнейших частных банков.

Количество банков, действующих на территории РФ

Источник: ЦБ РФ, 2017

В целом по итогам 2016 г. активы банков снизились на 3 трлн руб (-3,5%), а совокупной объем кредитов снизился на 3 трлн руб (-6,9%), при этом объем кредитования предприятий упал на на 3,2 трлн руб (-9,5%), в то же время в сегменте кредитования физических лиц наблюдалось некоторое оживление — объем кредитов физлицам вырос на 120 млрд руб (+1,1%). По итогам 2016 г. 442 кредитные организации получили прибыль (в общей сложности 1,05 трлн руб), а 163 организации закончили год в убытке (совокупные потери — 258 млрд руб).

Как меняется банковский спрос на ИТ?

Таким образом, сотояние российской банковской отрасли можно охарактериховать как сложное, но не критичное. В целом финансовые организации осторожны при формировании бюджетов на ИТ и стараются избегать крупных инфраструктурных проектов, однако готовы финансировать оптимизацию инфраструктуры, хотя и более требовательны в плане финансового обоснования таких инвестиций, чем ранее.

«В целом в вопросах финансирования ИТ заказчики придерживаются в большей степени прагматического подхода: запускают только необходимые проекты или те, по которым понятен период окупаемости, — рассказывает Константин Казаков, заместитель генерального директора компании „Инфосистемы Джет“. — При этом совершенно четко прослеживается всплеск активности в проектах по информационной безопасности. Также крупные игроки рынка активно тестируют новейшие технологии, например, биометрическое распознавание и Machine Learning».

Юрий Мазуров, заместитель руководителя коммерческой дирекции по стратегическим проектам группы Астерос

Юрий Мазуров, руководитель коммерческой дирекции группы «Астерос»

Оздоровление банковской отрасли означает поглощение малых банков более крупными, что в свою очередь требует интеграции разнородной ИТ-инфраструктуры: «Происходит укрупнение банков: в результате реорганизации разные банковские системы необходимо приводить к единому техническому знаменателю. Большие данные, а также технологии, обеспечивающие защиту информации, идентификацию клиентов по биометрическим признакам (голос, радужка глаза и т.д.) — это те драйверы, которые обеспечат развитие ИТ в банковской сфере в ближайшие годы», — полагает Юрий Мазуров, руководитель коммерческой дирекции группы «Астерос».

Большим спросом со стороны банков пользуются облачные технологии, хотя финансовые организации традиционно опасаются уходить в публичные сервисы и предпочитают строить частные облака. Такой подход позволяет сохранить инвестиции в существующие дата-центры при сохранении высокой доступности сервисов, отмечает заместитель генерального директора компании «АйТеко» Павел Зубков.

В облака устремляются не только централизованные ресурсы, сосредоточенные в ЦОД, но и конечные рабочие станции. Многие банки внедряют решения VDI (Virtual Desktop Infrastructure, инфраструктура виртуальных рабочих мест), когда на рабочих местах устанавливаются тонкие клиенты, а вся вычислительная нагрузка персонального компьютера перемещается в удаленный ЦОД. Такой подход позволяет решить сразу несколько задач в части ИТ и ИБ, рассказывает Константин Казаков: «Внедрение VDI помогает централизовать управление вычислительными ресурсами, улучшить доступ к бизнес-приложениям, повысить защищенность данных и упростить процедуры развертывания и обслуживания рабочих мест». Эта технология оказалась особенно экономически выгодной для тех заказчиков, у которых есть сеть географически распределенных отделений и для тех, кому необходимо быстро объединить технологические платформы в период слияний и поглощений, отмечает собеседник CNews.

Банковская отчетность станет прозрачнее

Одной из заметных законодательных инициатив, которая в долгосрочной перспективе окажется значительное влияние на российский финансовый рынок, является внедрение открытого стандарта обмена деловой информацией XBRL (eXtensible Business Reporting Language, расширяемый язык деловой отчетности). Необходимые спецификации разрабатываются ЦБ РФ при участии российских разработчиков банкового ПО и банковских организаций. В июле 2017 г. Центробанк опубликовал предварительную версию финальной таксономии XBRL, а в августе регулятор опубликовал программное обеспечение, которое позволяет конвертировать данные в формат XBRL. Одной из ключевых особенностей станет необходимость сдавать отчетность не в виде форм, а в виде массива данных. В 2018 г. стартует пилотный проект по миграции на XBRL некредитных финансовых организаций, по результатам этого проекта будут определены сроки внедрения нового стандарта в банках.

Заместитель председателя правления ЦФТ Андрей Фомичеврассказал CNews, что его компания уже тестирует решения, поддерживающие формат XBRL: «Переход на единый стандарт отчетности для всего финансового рынка — это единственная возможность централизованно управлять развитием и рисками на этом рынке. Все игроки должны быть измеряемы и контролируемы в рамках единого подхода и стандартов. Это полезная инициатива». По его словам, через несколько лет переход на новый стандарт может привести к значительному сокращению расходов на подготовку отчетности.

Подпись с сайта госулуг как точка входа в банк

Еще одна интересная инициатива, заслуживающая внимания, — это законопроект об использовании в бансковской сфере ЕСИА (eдиная система идентификации и аутентификации, применяемая при оказании госулуг), который был внесен в Госдуму в апреле 2017 г. Внедрение ЕСИА это еще один шаг на пути создания виртуального банка, когда вместо физических офисов финансовая организация используют исключительно электронные каналы взаимодействия с клиентом (через мобильное приложение или веб-бразуер). Внедрение ЕСИА выгодно как клиентам (они получают новые удаленные сервисы), так и самим банкам, которые смогут оптимизировать издержки без необходимости существенных инвестиций.

«Внедрение ЕСИА даст возможность совершать большее число операций и расширить спектр сервисов, предоставляемых удаленно, что сейчас является трендом, удобным для клиентов и относительно дешевым для банков. Вряд ли потребуются серьезные трансформации ИТ-инфраструктуры. Это востребованный и очень ожидаемый сервис, причем, к сожалению, довольно давно и долго ожидаемый», — комментирует Павел Зубков.

«Для банков идентификация клиентов с использованием ЕСИА означает возможность существенной оптимизации издержек и создание дополнительных удобств для клиентов при соблюдении нормативной базы. ЕСИА будет выгодна в первую очередь тем банкам, которые делают ставку на дистанционное обслуживание без офисов», — отмечает Андрей Фомичев. По его словам, глобального переформатирования ИТ в данном случае не потребуется, так как многие ИТ-разработчики уже сегодня предлагают отдельные модули для взаимодействия банка с ЕСИА, причем, как правило, эти модули легко интегрируются с любыми АБС.

Возврат к списку

Твитнуть

Спасибо за интерес к группе «Астерос»! Чтобы мы могли предоставить вам информацию по теме «Как влияет сокращение числа банков на рынок ИТ для финсектора?», заполните, пожалуйста, поля «E-mail» или «Телефон».