ИТ на страже общих интересов

ЭнергоРынок

04 августа 2009г.

В настоящее время предприятия энергетики испытывают двойное давление. С одной стороны это пресс недавнего реформирования отрасли и необходимость работать в новых рыночных условиях, с другой – давление кризиса. Как информационные технологии могут помочь в достижении ключевых целей энергопредприятий? Как при этом ИТ позволяют сократить издержки? На эти и другие вопросы журналу «ЭнергоРынок» отвечает Юрий Пшеничников, директор департамента по работе с сектором энергетики компании «Би-Эй-Си» группы «Астерос».

Юрий, на ваш взгляд, какие ожидания энергетические предприятия связывают с внедрением высоких технологий в настоящий период?

Кризис застал энергетику в сложный переходный период, когда предприятия переходят из статуса естественных монополистов и становятся коммерческими. В этих условиях энергетические предприятия находятся под двойным прессом и для них актуально создание системы управления. При этом в ней наиболее актуальны процессы учета и анализа доходов и затрат, финансового планирования и бюджетирования. В целом предприятия параллельно решают две задачи – улучшение качества обслуживания потребителей и снижение издержек. Эти задачи невозможно решить без ИТ. Кроме того, масштаб предприятий, их географическая распределенность и широкая сеть потребителей накладывает.

И от высоких технологий энергетика ждет гарантированной и быстрой помощи в решении названных задач с учетом всех особенностей предприятий отрасли. На мой взгляд, современный ИТ-рынок способен предложить инструменты, отвечающие требованиям энергетической индустрии. В первую очередь это услуги ИТ-аутсорсинга, внедрение EAM-систем.

Какой объем ИТ-функций отечественные энергетики готовы передавать на аутсорсинг?

В основном предприятия энергетики передают на аутсорсинг обслуживание ИТ-инфраструктуры или отдельных ее компоненты – сети передачи данных, телефонии, центры обработки данных. Есть ряд примеров по передаче на аутсорсинг поддержки и развития систем управления, но пока это единичные случаи.

Какой оптимальный пакет функций для передачи на аутсорсинг? Отдавать на внешнюю поддержку минимум или максимум? На эти вопросы нет однозначного ответа. Одни компании считают, что для получения максимального экономического эффекта следует передавать весь комплекс работ. Другие предприятия полагают, будто данный подход слишком опасен, поскольку производство электроэнергии — процесс безостановочный, и если внешний ИТ-исполнитель подведет — возможны критические ситуации. Какой вариант предпочтительнее — единого рецепта нет, ответ для каждого предприятия индивидуален. В то же время, чем масштабнее проект, тем выше экономический эффект. Причина в том, чтобы по максимуму переложить ответственность на аутсорсера. Это позволяет заказчику сократить расходы на поддержку функций.

Одним из ключевых барьеров использования аутсорсинга эксперты называют дефицит успешного опыта и, как следствие, недоверие к декларируемым преимуществам этой услуги.

Да, определенный скептицизм в отношении аутсорсинга ИТ существует. В этом случае лучше говорить о преимуществах услуги на реальных примерах. В июле наша компания начала оказывать услуги аутсорсинга по обслуживанию ИТ-инфраструктры МРСК Сибири. О масштабе проекта можно судить по его основным параметрам: в течение трех лет мы будем обеспечивать бесперебойную работу всех ИТ-активов энергетической кмпании, а это 20 тыс. единиц техники и 185 программных средств, расположенных на 304 удаленных объектах. До начала проекта обслуживанием ИТ-инфраструктуры МРСК Сибири занималось собственное ИТ-подразделение, штат которого насчитывал 210 человек. Можно представить, какие затраты на предприятие несло только на ФОТ, налоговые выплаты этих сотрудников, при том что команда специалистов не всегда была загружена. Решение о передаче на аутсорсинг было продиктовано именно стремлением кардинально сократить затраты на поддержку масштабной ИТ-инфраструктуры. Сегодня ИТ-персонал энергетической компании переведен в штат «Астерос». А на стороне заказчика остался только менеджер, который контролирует нашу работу. Это первая точка экономии.

Второй очень важный аспект – это уход от управления и содержания у себя на балансе непрофильной для энергетической компании функции. И, наконец, заказчику не требуется инвестировать деньги и время в выстраивание полноценного процесса поддержки – сегодня это наша задача, для решения которой мы используем наш опыт, существующие стандарты и внедрим соответствующую ИТ-систему.

Серьезный потенциал для снижения издержек эненгопредприятий эксперты отрасли видят в системах управления активами (ЕАМ). Как вы оцениваете готовность предприятий к внедрению этих ИТ-решений?

Энергетика традиционно остается одной из самых активоемких отраслей и, как показывает мировая практика, системы класса ЕАМ сегодня наиболее востребованы именно энергетическими предприятиями. Проникновение этих систем в отрасли составляет 24%, тогда как, к примеру, в нефтегазовой индустрии лишь 15%. Картина по России отличается от мировой. Но проблема управления основными фондами для энергопредприятий очень актуальна, так как поддержка изношенных или морально устаревших активов как раз и является одной из «черных дыр» в статье расходов. Техническая готовность к их внедрению на основных предприятиях имеется. Но массовых внедрений пока нет – предприятия еще не закончили автоматизацию основных процессов управления финансово-хозяйственной и производственной деятельностью. На пике второй волны автоматизации, уверен, будут именно ЕАМ-решения.

Какие задачи в первую очередь стоят перед энергетиками при внедрении ЕАМ-систем?

Согласно показателям мировой статистики, чьи данные справедливы и для России, первичная прибыль предприятий энергетики составляет 3-5%. Поэтому один из основных путей повышения прибыльности для них является сокращение расходов. Использование ЕАМ-систем позволяет уменьшить капитальные затраты на 50-90%, а затраты на эксплуатацию на 10-40%. Кроме того, эти системы обеспечивают безаварийную, а значит бесперебойную работу предприятий. В итоге решения ЕАМ помогают достичь одну из главных целей – предоставление стабильного качества услуг потребителям.

Исходя из вашего опыта расскажите, какие требования выдвигают энергетики к системам комплексного управления объектами недвижимости (CAFM)? В том числе каким образом при помощи этих систем решаются задачи повышения энергоэффективности?

Современные системы управления недвижимостью обеспечивают минимизацию энергопотребления объекта при сохранении определенных параметров комфорта, безопасности и прочих обязательных требований, то есть способствовать повышению энергоэффективности. На практике такой результат достигается разными способами — начиная от установки в здании автоматического переключения систем вентиляции и кондиционирования в ночное время и выходные дни на минимальный режим работы до проведения специального энергоаудита и последующего реинжиниринга энергосистем и оборудования. Имеющийся зарубежный опыт свидетельствует: внедрение CAFM примерно на 30% сокращает расход электроэнергии. Для систем комплексного управления объектами недвижимости разработан ряд международных стандартов, которые применимы и в нашей стране. В России CAFM в основном внедряют крупные девелоперские компании.

Как вы оцениваете ближайшие перспективы развития отрасли?

Изменение экономической ситуации отразилось на потреблении электроэнергии и, соответственно, на финансовом состоянии энергетических предприятий. Вместе с тем секвестирование бюджетов большей частью коснулось сокращения внутренних издержек компаний. Общий же курс на развитие остался прежним. Поэтому системы управления активами, управления предприятием, услуги по созданию центров обработки данных по-прежнему остаются востребованы.

Что касается нашей компании, то мы кризиса в общепринятом понимании этого слова не ощущаем. Есть сложности, но они преодолимы. Самое главное — качественно выполнять свою работу, чем мы и занимаемся.

Александр Спиридонов

Возврат к списку


Спасибо за интерес к группе «Астерос»! Чтобы мы могли предоставить вам информацию по теме «ИТ на страже общих интересов», заполните, пожалуйста, поля «E-mail» или «Телефон».