Информпсихология

Итоги

25 января 2010г.

Почему IT так и не стали локомотивом для российского бизнеса

Текущий год зарубежные аналитики, в частности из компании Gartner, рассматривают как переломный: на смену кризисным стратегиям, сосредоточенным на экономии затрат, уже в этом году придут посткризисные механизмы роста, поддерживаемые IT. Увидим ли мы аналогичные процессы в нашей стране?

Судя по предварительным итогам 2009 года, влияние кризиса на российский IT-рынок оказалось глубже и сильнее, чем в других странах. Если на Западе, по оценкам ИК «ФИНАМ», общее падение рынка составило около 17 процентов, то у нас он сократился примерно на 30 процентов в долларовом выражении. «Основные причины – девальвация рубля и существенно большее падение российской экономики», – поясняет Татьяна Менькова, аналитик ИК «ФИНАМ». Есть и чисто российские причины глубокого падения. «Наш IT-рынок вошел в кризис в фазе первоначального строительства IT-фундамента – серверы, компьютерные сети, «тяжелые» приложения, – отмечает Сергей Карась, вице-президент по стратегии «Астерос». – Для наших предприятий закупка «железа» – это символ роста, развития. Эти проекты еще не начали приносить ощутимый экономический эффект, как на Западе, и потому с легкостью были остановлены». Будет ли восстанавливаться такой рынок медленнее, чем западный?

Не факт. Крупнейшим заказчиком IT-проектов в нашей стране остается государство. Его доля, по оценкам «ФИНАМ», за прошлый год выросла с 18 до 30 процентов и скорее всего будет расти и в 2010 году. Действительно, такие социально значимые отрасли, как, например, здравоохранение, настоятельно требуют информатизации, а, например, для энергетики, которая в течение многих лет была занята главным образом структурной реорганизацией, активное использование ИКТ становится залогом выживания отрасли. К тому же, напоминает Роман Журавлев, директор подразделения по работе с ключевыми заказчиками SAP СНГ, лихорадочная скупка активов, символизировавшая рост бизнеса на протяжении последних нескольких лет, сменяется оптимизацией бизнеса. В этой части без применения IT не обойтись, ведь только работа в едином информационном пространстве превращает группу предприятий в единую компанию. Это хорошо.

Для крупных заказчиков. А вот для малого и среднего бизнеса затраты на IT мало привлекательны в силу высокой стоимости кредитов. Вот и получается, резюмирует Татьяна Менькова, что компании чаще всего обращают внимание на IT лишь в случае существенного роста бизнеса или обострения конкуренции, которая в большинстве отраслей пока носит символический характер. Неужели большего, чем управление издержками, от IT ожидать не приходится?

«У нас многие компании до сих пор мыслят по старинке: затраты должны снижаться, значит, и бюджет IT-департамента тоже, – считает Роман Журавлев. – А ведь сегодня другие времена. Задача роста рентабельности бизнеса остается, но самые легкие решения для снижения затрат, как лобовые (сокращение персонала), так и на базе IT, например системы бюджетирования, бизнес-аналитика и т. п., уже использованы. Впереди новый этап системного поиска новых источников оптимизации затрат». Ключевое слово здесь – «системный», что подразумевает комплексное единое видение всех активов предприятия, от компьютерного «железа» до прокатного стана, от складских площадей до маркетинговых акций, на основе унифицированных оценок. Если научиться измерять в денежных единицах такие комплексные структуры, не будет возникать вопрос, зачем предприятию новая IT-система, – потому что известен реальный экономический эффект.

Технологии таких измерений уже созданы, IT-директора осваивают язык бизнеса, а генеральные - все лучше разбираются в IT. Что не позволяет смешать эти компоненты в нужной пропорции? Дело не в убогости нашего менталитета, а в том, что умение отделять информацию от людей и присоединять ее к бизнес-процессам (что, собственно, и составляет смысл информатизации) приходит с возрастом. А наш IT-рынок только собирается перейти из начальной IT-школы на следующую ступень.

Как заставить бизнес полюбить IT?

Роберт Фариш, директор IDC по России и странам СНГ

Зачастую компании не осознают «стоимости» рабочих процессов: если они не прозрачны, их будет трудно автоматизировать и проблематично получить от этого выгоду. Информация должна быть доступной - это первое. Второе - использовать IT надо эффективно. Думаю, серьезное развитие в этом направлении будет связано с массовым появлением таких IT-директоров, которые хорошо видят связь технологий с бизнесом и потому способны влиять на бизнес-стратегии компании.

Сергей Карась, вице-президент по стратегии «Астерос»

IT пока решает на предприятиях операционные, а не стратегические задачи (создание добавочной стоимости для акционеров и т. д.). Конечно, во всех серьезных проектах просчитываются ROI и прочие параметры экономической эффективности. Но они обычно остаются на бумаге, потому что помимо «железа» и софта в ROI нужно учитывать процессы и персонал, для которых затеваются отдельные проекты. Топ-менеджмент должен видеть, как IT влияют на капитализацию бизнеса в целом.

Елена Покатаева

Возврат к списку


Спасибо за интерес к группе «Астерос»! Чтобы мы могли предоставить вам информацию по теме «Информпсихология», заполните, пожалуйста, поля «E-mail» или «Телефон».