Роман на стороне: передача непрофильных функций сторонним подрядчикам стала неотъемлемым пунктом антикризисной программы большинства предприятий.

Профиль

19 апреля 2010г.

Прошлый год в России можно смело назвать годом IТ-аутсорсинга. По данным аналитиков, рынок IТ-аутсорсинга увеличился в 2009 году на 16%. Его общий объем достиг $900 млн, а доля в структуре IТ-услуг составила 23%. В текущем году, по прогнозам экспертов, объем рынка вырастет до $1 млрд, а доля IТ-аутсорсинга в общем объеме IТ-услуг увеличится еще на 10-15%.

Несчастье помогло

Все участники рынка, опрошенные «Профилем», оказались единодушны в мнении, что предоставление услуг IТ-аутсорсинга стало активно развиваться именно в кризис. Уровень проникновения IТ-аутсорсинга в России сейчас составляет 63,3%.

«Это логично, потому что в условиях жестких ограничений многие компании стремятся оптимизировать свои издержки и по возможности вывести вовне все, что не относится напрямую к профильным для бизнеса процессам», – рассказывает заместитель генерального директора Stack Group Рафаэль Сухов.

Как считает директор департамента технической поддержки и аутсорсинга компании «АйТи» Вячеслав Ермолов, в кризисный период услуги IТ-аутсорсинга были востребованы, по крайней мере, по нескольким причинам.

Многие видели в них инструмент экономии. «По итогам прошлого года можно говорить не о бурном росте и развитии рынка аутсорсинговых услуг, а, скорее, о смене приоритетов», – уточняет эксперт. Например, если несколько лет назад компании в большинстве своем предпочитали передавать на аутсорсинг сервисы поддержки рабочих мест, офисных приложений, то сейчас это базовая IТ-инфраструктура, сети передачи данных и т.д.

«Действительно, кризис придал серьезный импульс развитию IТ-аутсорсинга, но не все компании обратились к аутсорсингу под давлением кризиса», – уточняет руководитель дирекции IТ-аутсорсинга  компании «Астерос» Вадим Стеценко. Многие компании подошли к этапу оптимизации активов, процессов управления, в том числе и в сфере IТ, но достичь ее не так-то легко: чтобы экономить в будущем, нужно немало вложить сегодня. А аутсорсинг, по мнению эксперта, как раз и дает тот эффект, в котором так нуждается бизнес, – оптимальное использование ресурсов здесь и сейчас.

«Рассматривать аутсорсинг только как возможность сэкономить не очень правильно, – считает директор Центра технической поддержки «Энвижн Груп» Максим Папин, – потому что, если руководству компании нужна только экономия расходов, то достаточно выпустить приказ о сокращении бюджетов. Аутсорсинг – это возможность для бизнеса снять с себя бремя выполнения нецелевых операций за понятные и приемлемые деньги, получить выгоды в развитии основного бизнеса за счет того, что нет нужды тратить время на вытягивание ресурсов и технологий на обеспечивающих задачах».

Повод для радости

Своими личными прошлогодними результатами российские аутсорсеры в целом остались довольны. Так, по словам Рафаэля Сухова, Stack Group выполнила все основные задачи, заложенные в бизнес-плане: сохранила клиентов сети Stack Data Network (SDN); оптимизировала существующую инфраструктуру (за год в SDN был выполнен большой объем работ по расширению собственных сегментов оптоволоконной сети, созданы условия для дальнейшего наращивания мощностей, начато внедрение энергосберегающих технологий) и расширен спектр услуг. В итоге выручка Stack Group за прошлый год превысила показатель 2008 года более чем на 30%.

На 30% выросли за год обороты и в «Энвижн Груп».

«Рост конкуренции на рынке привел к повышению привлекательности предложений по оказанию сервисных и аутсорсинговых услуг, – говорит Максим Папин. – Заказчик стал потреблять ровно столько, сколько ему нужно». В качестве примера представитель компании рассказал об одном клиенте, который в 2009 году увеличил в два раза расходы на поддержку своей сети. Кстати, в целом доля затрат российских компаний на IТ-аутсорсинг в 2009 году увеличилась на 5,1% по сравнению с 2008 годом.

Удовлетворены прошлогодними результатами и в компании «АйТи». Правда, по словам Вячеслава Ермолова, в начале года несколько заказчиков отказались от услуг аутсорсинга технической поддержки – решили делать это самостоятельно, но наряду с этим были подписаны новые контракты с компаниями, которые, наоборот, пришли к заключению сократить свои расходы на поддержку IТ-решений, посредством привлечения стороннего подрядчика. А некоторые из уже существующих клиентов «АйТи» намереваются расширить рамки контрактов, передав на поддержку те решения, которые ранее обслуживали своими силами.

«Что касается другого нашего направления – услуг аутсорсинга проектных групп, – то многие проекты по внедрению информационных систем, на которых были заняты специалисты «АйТи», заказчики заморозили, – дополняет Вячеслав Ермолов. – Однако по мере стабилизации экономической ситуации, в начале лета, работы возобновились».

Что нужно клиентам

По мнению Рафаэля Сухова, для того, чтобы перевод части бизнес-процессов на аутсорсинг был эффективным, необходимо выполнить ряд условий. Во-первых, необходимо, чтобы аутсорсер гарантировал такой уровень IТ-поддержки, который не может быть достигнут силами самого клиента. Во-вторых, нужно, чтобы потребитель понимал ресурсоемкость необходимой ему услуги.

И в-третьих, обе стороны должны иметь одинаковое представление о критериях измерения качества услуги и оперативности реагирования на запрос. «Лишь в этом случае имеет смысл переводить разговор на стоимость услуги», – констатирует эксперт.

«Нередко основной причиной перехода на аутсорсинг по-прежнему является ценовой фактор, сравнение со стоимостью тех же работ в инсорсинговом исполнении, – поясняет начальник отдела IТ-аутсорсинга компании «СИТРОНИКС Информационные Технологии» Павел Федин. – «Парадокс при этом заключается в том, что заказчик делает выбор по цене, но при этом не хочет терять в качестве».

Чего еще ждут компании от услуг IT-аутсорсинга? Безусловно, снижения издержек, как прямых, так и косвенных, связанных с управлением собственным персоналом, а также возможности компенсировать финансовые риски.

«Многие заказчики ожидают, что, подписав аутсорсинговый контракт, они автоматически защищаются от любых инфляций, а также изменений конъюнктуры кадрового рынка, – объясняет Вячеслав Ермолов. – Ведь в договоре прописаны условия предоставления услуг и стоимость».

«Бизнес пытается уйти от рутины, – добавляет Вадим Стеценко. – Компаниями движет стремление сфокусироваться на основной деятельности. Например, для многих предприятий не стоит вопрос, как организовать питание сотрудников в офисе, – эта функция передается на аутсорсинг. С оперативными задачами в IТ то же самое: поддержка IТ-инфраструктуры, аутсорсинг услуг Service Desk – не то, о чем ежедневно должен ломать голову руководитель».

Перспективы рынка

Сам по себе российский рынок IT-аутсорсинга, по мнению наших экспертов, готовится к качественному рывку и выходу на новый уровень развития.

«Думаю, по ряду причин, среди которых отложенный спрос на услуги аутсорсинга, этот сегмент IТ-рынка ждет активный рост, – рассказывает Рафаэль Сухов. – Предполагаю, что в этом году рынок увидит достаточно много новых решений». Наибольший интерес, по мнению эксперта, в этом плане будут представлять комплексные решения, сочетающие в себе преимущества энергоэффективных IТ-инфраструктур и концепции cloud computing (технология обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис).

«В кризис значительно возросли профессионализм игроков и качество предоставляемых ими услуг, – считает Вячеслав Ермолов. – И очень хорошо, если этот процесс «взросления» не остановится с восстановлением рынка».

Также эксперт ожидает появления на рынке аутсорсинговых услуг новых игроков за счет выделения в крупных холдингах внутренних IТ-компаний, деятельность которых во многом будет связана именно с IТ-аутсорсингом.

Вместе с тем Вадим Стеценко считает, что наиболее активны в этом году будут западные игроки.

По прогнозу Максима Папина, тенденцией этого года станет повышение востребованности подхода к оказанию комплексной сервисной поддержки по всем составляющим инфраструктуры заказчика. «Для этого необходимо осуществить интеграцию развернутых решений под обслуживание в рамках единого сервисного контракта», – рассказывает представитель «Энвижн Груп».

А Павел Федин предполагает, что аутсорсеры пойдут по пути специализации, ориентирования аутсорсинговых услуг на выполнение отдельных бизнес-функций и процессов. Часть компаний, по его мнению, уже сейчас признают только «облачный» аутсорсинг, другие дифференцируют свои услуги, исходя из сегментационных предпочтений: малый и средний бизнес, корпоративный сектор и т.д.

Однако каких-то глобальных «революций в российском IТ-аутсорсинге ждать не стоит – этот сегмент еще очень молод, на нем пока нет индустриальных стандартов, общих подходов к ценообразованию», – резюмирует Вадим Стеценко.

 Андрей Москаленко

Возврат к списку


Спасибо за интерес к группе «Астерос»! Чтобы мы могли предоставить вам информацию по теме «Роман на стороне: передача непрофильных функций сторонним подрядчикам стала неотъемлемым пунктом антикризисной программы большинства предприятий.», заполните, пожалуйста, поля «E-mail» или «Телефон».