Автоматизируй это!

Профиль

27 сентября 2010г.

Система планирования ресурсов предприятия Enterprise Resource Planning должна отучить российский бизнес использовать деревянные счеты.

Пожалуй, все мы уже смирились с тем, что автоматизация управления предприятием неизбежна. Утверждение, что без автоматизации не выдержать конкурентной борьбы, давно доказано опытом западного бизнеса и стало банальностью. Но вот что странно: российские менеджеры-руководители, ради которых эта самая автоматизация осуществляется, зачастую крайне смутно представляют ее возможности. Поэтому «Профиль» с помощью экспертов решил выяснить, как и при каких условиях способны эти пресловутые ERP-системы помочь отечественному бизнесу.

«Глобальная задача ERP – полностью обеспечить внутренние потребности компании с точки зрения управления и автоматизации, – рассказывает директор департамента бизнес-решений компании «СИТРОНИКС Информационные Технологии» в России Кирилл Бурлюк. – Она базируется на трех «ногах» – это учет, контроль и планирование. В основном все компании стремятся решить первую задачу: учесть затраты и доходы и тем самым увеличить прозрачность бизнеса. А далее на основе этих данных начать эффективно планировать ресурсы предприятия».

По словам председателя правления корпорации «Галактика» Дмитрия Черных, ERP начинается там, где цепочки бизнес-процессов предприятия построены так, что их невозможно прервать. «Если система не поддерживает какой-либо бизнес-процесс или его часть – это уже не ERP. Это лоскутная автоматизация», – подчеркивает специалист.

Иначе говоря, ERP – это всегда полнофункциональные информационные системы, результатом внедрения которых является автоматизация не какой-то одной области деятельности или функции, а всей совокупности бизнес-процессов и деловых взаимосвязей, что создает условия для повышения эффективности и конкурентоспособности предприятия в целом.

Как поясняет директор по развитию бизнеса компании «ФОРС – Центр разработки» Николай Зезюлинский, без автоматизации производственных, финансовых, складских операций и логистики наладить эффективное управление компанией невозможно, потому что для этого требуется владение оперативными данными аналитической отчетности, способность непосредственно влиять на ход и результат любого критичного для бизнеса процесса.

Помимо этого, внедрение ERP-системы позволяет достичь существенной экономии. Так, за счет автоматизации логистики, лучшего учета товаров на складе сокращение издержек может достигать 20-30 %.

Однако, по мнению Николая Зезюлинского, использование ERP дает все эти преимущества только тогда, когда первые лица компании лично заинтересованы в результатах, четко понимают поставленные цели и принимают активное участие в реализации проекта на всех его этапах.

А заказчики-то кто?

Основными заказчиками ERP-систем сегодня являются промышленные, торговые, топливно-энергетические, строительные, девелоперские и добывающие предприятия крупного и среднего масштаба.

По мнению генерального директора компаний TOPs BI и «АНД Проджект» Ильи Пантелеева, главным стимулом внедрения ERP для предприятия являются повышение конкурентоспособности и оптимизация. В качестве примера эксперт приводит такие конкурентные отрасли, как дистрибуция и ритейл, производство пищевых продуктов.

Также постоянными пользователями ERP являются материалоемкие отрасли, оптимизация потребления сырья и материалов в которых приводит к существенной экономии ресурсов, – это машиностроение, энергетика (в рамках потребления ГСМ и уг-ля), добыча полезных ископаемых. Отдельные модули ERP-систем (управление про-ектами, МСФО и консолидация, HR) используются всеми отраслями.

А вот из каких соображений компании проявляют интерес к ERP?

«Причина внедрения ERP, по большому счету, одна: это стремление сделать свой бизнес еще более прибыльным и эффективным, – уверен Кирилл Бурлюк. – Кто-то хочет выйти на новый сегмент рынка, кто-то хочет увеличить рыночную долю, кто-кто – усилить эффективность маркетинговых мероприятий за счет детальной клиентской аналитики».

«На самом деле существует огромное количество причин, по которым компании внедряют ERP, – добавляет директор по разработке Microsoft Dynamics NAV компании Microsoft Дэн Браун. – Каждая компания должна решить для себя, готова ли она к использованию ERP. Как правило, это происходит тогда, когда операционная деятельность становится очень сложной и используемые «ручные» системы уже не успевают за бизнесом».

Перед выбором

По мнению экспертов, опрошенных «Профилем», при выборе того или иного программного продукта ориентироваться надо, прежде всего, на то, какие перед бизнесом стоят задачи, насколько для их решения целесообразно применение тех или иных средств автоматизации.

Так, например, по словам Ни-колая Зезюлинского, сегодня для всех актуально приобретение в первую очередь недорогих систем, внедрение которых не потребует длительного времени, с возможностью поэтапного внедрения и получения конкретных результатов по окончании каждого этапа.

Что касается достоинств и недостатков западных или отечественных программных комплексов, предназначенных для построения ERP-систем, то здесь мнения специалистов разделились.

«В отечественных системах хорошо то, что они учитывают специфику российского законодательства и финансового учета, – отмечает Николай Зезюлинский. – Они более доступны даже при ограниченном бюджете заказчика. Но при сложных, меняющихся процессах, огромном массиве обрабатываемой информации и необходимости проводить многокритериальный анализ «сегодня за вчера» они не всегда могут быть применимы».

Так, например, по словам Кирилла Бурлюка, системы 1С, «Парус» и «Галактика» – т.е. основные игроки рынка ERP отечественной сборки – в большей степени удовлетворяют потребности в автоматизации бизнес-процессов среднего и малого бизнеса. А «пионеры» рынка ERP – западные вендоры вроде Oracle, Microsoft или SAP, – по его мнению, ориентированы на сегмент Enterprise с числом автоматизированных рабочих мест, исчисляющихся десятками тысяч. К тому же в системы западных поставщиков «зашиты» лучшие мировые практики.

Николай Зезюлинский уверен, что во многих отраслях те или иные ERP-системы де-факто стали корпоративным стандартом, в том числе и в России.

«В отличие от отечественного рынка ERP, западному уже более 20 лет, – продолжает тему Илья Пантелеев. – Именно там за эти годы сформировалась методология MRP-2, отражающая механизмы планирования всего разнообразия ресурсов предприятия, начиная от прогнозов и планов продаж, через производственные планы до планов потребностей и логистических перемещений. Российские же поставщики информационных систем не имели тех временных и финансовых ресурсов, которые были и есть у западных вендоров. Именно поэтому технологическое и методологическое отставание отечественных систем существенно до сих пор».

А вот Дмитрий Черных все же видит два существенных изъяна в западных ERP-системах. Во-первых, это избыточность функционала. «Западные системы формировались в мировом бизнес-окружении, в них аккумулировано очень много свойств, которые появились в результате использования в разных бизнесах, отраслях, странах, – поясняет он. – Западные разработчики преподносят эту избыточность как достоинство, но это очень сомнительный плюс.

Российским компаниям требуется определенное подмножество задач, которые зачастую в западных системах отсутствуют как класс. В итоге предприятиям, которые внедряют западные системы, приходится делать серьезную кастомизацию, добавлять те задачи, которые в западных системах отсутствуют, за счет тюнинга, настроек, дописывания новых кусков системы.

Либо идти вторым путем: «доворачивать» существующий функционал системы, чтобы добиться хоть какого-то соответствия процессам предприятия. Понятно, что такая дополнительная функциональность, которая изначально не была органической частью системы, далеко не всегда удобна в эксплуатации».

По оценке специалиста, серьезные работы по адаптации западной системы к специфике российского предприятия требуются в 99% случаев. А доработанный кастомизированный функционал предполагает сопровождение, поддержку эксплуатации, которые компания-разработчик по понятным причинам не оказывает. И предприятие попадает в зависимость от компании-интегратора, которая оказывает эти услуги.

Второе слабое место западных систем – они дороже, чем отечественные разработки.

Цена вопроса

Сказать, сколько в действительности стоит внедрение ERP, эксперты «Профиля» не смогли.

«Все зависит от готовности предприятия, требований владельца бизнеса и границ внедрения, – пояснил Кирилл Бурлюк. – Стоимость определятся индивидуально; в среднем, проект длится не меньше года с учетом автоматизации основных для бизнеса областей – производства, финансов, логистики».

«Стоимость проекта складывается из сумм, потраченных на приобретение лицензий на ПО, оборудование и оплату труда специалистов», – вторит коллеге Николай Зезюлинский. Причем последнее – как раз самое дорогое.

«Стоимость труда специалистов существенно отличается в зависимости от уровня их квалификации, уникальности предлагаемой экспертизы, спроса, отрасли, средней цены на рынке на данный вид услуг и других факторов. Точно так же, как есть «дорогие» и «дешевые» врачи и адвокаты, существуют и в разной степени оплачиваемые консультанты», – резюмирует специалист.

История вопроса

Сам термин ERP был введен независимой аналитической компанией Gartner Group еще в 90-е годы, и с тех пор его значение претерпело значительные изменения. Изначально в фокусе ERP была автоматизация управления ресурсами предприятий. Затем термин начал трактоваться более широко. Одним из самых емких и потому размытых понятий является определение ERP как корпоративной системы предприятия, открытой для всех участников, действующих в рамках интересов бизнеса.

«Однако, несмотря на двадцатилетний срок использования этой аббревиатуры, полноценного применения этого понятия не получилось, – отмечает Кирилл Бурлюк. – Сама идеология ERP предполагает комплексный подход в автоматизации, т.е. практически полное покрытие основных процессов предприятия. На текущий момент по-прежнему превалирует «лоскутно-кусочный» метод автоматизации (например, только финансовый учет). Но при этом многие компании заверяют, что у них внедрена ERP-система, а не просто модуль, как оно и есть на самом деле».

 

Сформировал ли российский бизнес свое отношение к ERP-системам?

Эксперт

Алена Кошкина, руководитель практики SAP компании «Астерос»:

Системы ERP внедряют не предприятия, а люди. Многие российские топ-менеджеры и владельцы бизнеса расценивают ERP не как новинку, преимущества которой неочевидны, а как необходимое условие для нормального ведения дел. Управление предприятием связано с анализом колоссальных массивов информации. От ее полноты, оперативности и достоверности зависит качество управленческих решений, принимаемых менеджерами в повседневной деятельности. Сегодня большинство представителей топ-менеджмента российских компаний понимают, что внедрение ERP сильно влияет на весь бизнес, а это означает, что первичным является понимание управленцами задач, которые они хотят решить с помощью ERP-системы. В 100% случаев в ходе внедрения становятся заметны проблемные зоны тех или иных бизнес-процессов. В крупных компаниях отдельные подразделения нередко представляют собой удельные княжества, использующие для своей деятельности различные информационные системы. И топ-менеджмент сталкивается с тем, что одни и те же данные от разных служб не совпадают. Внедрение ERP затрагивает большинство процессов, идущих на предприятии, и когда начинается проект, то анализу подвергаются все механизмы корпоративного управления. В итоге выявляются дублирующие функции или, наоборот, разрывы в процессе, конфронтация подразделений. Все эти несовершенства в масштабах большой компании довольно дорого обходятся бизнесу. И избавление от них дает мощный, в том числе экономический, эффект. Хотя стоит отметить, что решение такого рода проблем все еще остается сложной задачей для российских предприятий, и многие из них не готовы прилагать силы к изменениям бизнес-процессов, зачастую списывая провал внедрения ERP на тяжеловесность и негибкость IT-системы.

Андрей Москаленко

Возврат к списку


Спасибо за интерес к группе «Астерос»! Чтобы мы могли предоставить вам информацию по теме «Автоматизируй это! », заполните, пожалуйста, поля «E-mail» или «Телефон».