В душащих тисках тенденций

Финанс

11 апреля 2011г.

Падение цен, растущая требовательность заказчиков и общая стагнация рынка – вот условия, в которых IT-консультантам не стоит рассчитывать на высокий рост доходов в 2011 году.

Кажется, появился повод для радости. По данным ежегодного рейтинга журнала «Ф.», рынок IT-консалтинга показал рост в 12%, но независимые аналитики пессимистичны.

IDC прогнозирует 5-процентный рост объемов рынка консалтинга по информационным системам в 2010 году. Окончательную оценку агентство представит только в июне 2011 года. Видимо, дело в том, что информацию предоставляют компании, которые довольны своими результатами.
Но участники рынка уже подводят итоги на основе собственных финансовых результатов. Аналитики ГК «Астерос» считают, что объем отечественного рынка IT-услуг увеличился в сравнении с 2009 годом на 15%. Оценки динамики других экспертов и участников рынка укладываются в диапазон 10- 25%. «Рынок IT-консалтинга в 2010 году составил 75- 80 млрд рублей», – говорит директор департамента консалтинга компании «Энвижн Груп» Алексей Ефремов. «По итогам 2010 года выручка от консалтинга выросла на 22%», – сравнивает результаты Борис Бобровников, генеральный директор компании «Крок». В «Корус Консалтинге» фиксируют увеличение выручки от IT-консалтинга на 32%. В «Компьюлинке» драйверами роста выручки стали аутсорсинг, услуги по анализу и математическому моделированию бизнес-процессов, разработка концепций построения IT-услуг у заказчика, создание центров обработки данных, модернизация и поддержка IT-инфраструктуры. «Наша выручка от услуг консультантов в 2010 году выросла на 30%, – рассказывает Андрей Рябцев, президент «УСП Компьюлинк». О росте сегмента на 9% заявляет и «Ланит».

Доля консалтинга в выручке остается неизменной. Услуги относятся к высокомаржинальным, и в тяжелые времена IT-компании всеми силами стараются нарастить их объем. Или хотя бы поддерживать на прежнем уровне. О стабильности говорит генеральный директор компании IBS Сергей Мацоцкий: «Доля IT-услуг в выручке компании не изменилась и составляет более 50%». Совокупная доля от управленческого консалтинга, разработки и интеграции в выручке «Форс» по итогам 2010 года составила 30%, – констатирует директор по развитию бизнеса компании «Форс» Николай Зезюлинский.

Основными заказчиками остаются финансисты, нефтегазовый сегмент, телекоммуникации, энергетика и госсектор – известные передовики в области внедрения новых технологий. Но 2010 год преподнес сюрприз. «Мы ощутили спрос со стороны предприятий машиностроения, – отмечает Сергей Мацоцкий. – Отрасль никогда не была крупным заказчиком. И то, что они, несмотря на сложные экономические обстоятельства, начинают инвестировать в современные IT-инструменты, – отрадный факт». «Актуализировался спрос промышленных предприятий на бизнес-консалтинг, – отмечает Борис Бобровников. – Только за последние 4 месяца мы получили несколько запросов от крупных холдингов на разработку методологии системы управления проектами. Уверен, тенденция сохранится».

Все ближе к управлению

Одним из ключевых трендов 2010 года стало сближение консалтинга в IT и управлении. Предоставлять IT-услуги в отрыве от бизнес-задач заказчика уже невозможно. И самым желанным клиентом становятся компании, которые могут внятно сформулировать задачи автоматизации. «IT-рынок мгновенно превратился из рынка поставщика в рынок заказчика, – констатирует Сергей Мацоцкий. – Компании очень жестко диктуют свои условия подрядчикам, выросла их требовательность к поставщикам, стали более внимательно относиться к тому, какой эффект они получат на каждый вложенный рубль. Многократно возросли требования с точки зрения качества проектов».

В результате увеличилась конкуренция среди поставщиков услуг и цены упали. «Снизилась средняя стоимость проекта, а уровень требований к консультантам при этом повысился – от них ждут максимально сбалансированных сметных расходов и четких рекомендаций по повышению эффективности использования информационных систем», – отмечает Николай Зезюлинский. С другой стороны, оценка эффективности так и остается тайной за семью печатями. «Если вам обещают посчитать ROI от внедрения конкретного продукта, не верьте, это лукавство», – заверяют в крупной российской компании, пользующейся услугами консультантов.

Стремление к эффекту расширило «сферы влияния» консалтинга, который стал все чаще появляться в «аппаратном» сегменте. «Компания может использовать неоптимальные схемы электропитания и нести колоссальные потери, – приводит пример Борис Бобровников. – Стоимость владения устаревшим оборудованием может быть сопоставима с его модернизацией. Выявить узкие места позволяет качественный консалтинг. Поэтому доля IT-поставок, в которых заказчик берет на себя консалтинговую функцию, стремительно сокращается».

Клиенты стремятся разбивать проекты на краткосрочные этапы, ведь так проще отслеживать результат работы. «Для географически распределенной компании выбор современного IT-решения на 4 тыс. пользователей – отдельный проект, – рассказывает Илья Тамбовцев, начальник отдела развития информационных систем и инфраструктуры пивоваренной компании «Балтика». – Для тестирования proxy-решения мы обозначили более 40 функций. На действующей инфраструктуре мы протестировали три решения и смогли сделать осознанный выбор».

Антракт закончился

В 2010 году наконец-то проявился отложенный спрос, который прочили с момента начала кризиса. Из-за паузы на бизнес легли сразу две задачи: обновление IT-парка и внедрение новых технологий. Последний пункт включает применение новых моделей поставки. Не зря на мировом IT-рынке 2011 год объявлен Годом облаков. При этом дефицит IT-бюджетов российских компаний сохраняется. «Потребности в модернизации сильно превышают бюджеты предприятий 2011 года, – говорит Михаил Эренбург, президент группы «Астерос». – Выбор инерционного сценария обновления за счет покупки «железа» и «софта» приведет к росту доли аппаратного и программного обеспечения. И переход на новые модели доступа к IT-сервисам отодвинется». Однако консультанты не теряют времени, формируя «модные» предложения: только ленивые не предлагают «облака» в той или иной форме. «По оценкам IDC, рынок облачных сервисов должен вырасти в ближайшие 2 года почти в 20 раз, эта отрасль становится серьезным бизнесом, – аргументирует Ирина Кривенкова, директор по управлению сервисами компании Softline. – Такая статистика подтверждается и высокой динамикой спроса со стороны клиентов. За 2010 год рост оборота по облачным услугам в нашей компании составил более 200%. Поэтому мы рассматриваем данное направление как одно из самых перспективных». Другой тренд – инвариантная точка входа. «Мобильные устройства, например планшеты, позволяют руководителям увеличить скорость принятия решений и контролировать бизнес, не теряя мобильности», – объясняет Александр Семенов, генеральный директор «Корус Консалтинга». «Бум персонифицированных приложений – пример меняющегося интерфейса взаимодействия технологий и человека, – согласен Сергей Мацоцкий. – Не следует забывать также и феномен социальных сетей. Корпоративный рынок пока недооценил значимость этих тенденций».

По общему мнению участников рынка, все больше внимания привлекает модель SaaS (программное обеспечение как сервис).
В кризис выжили консультанты крупных заказчиков и государства. Конечно, эта клиентура остается «страховочным тросом» IT-сектора, но все же кризис отступил – консультанты и поставщики решений готовы сотрудничать с СМБ. Именно этому типу заказчиков выгоднее воспользоваться моделью SaaS – арендой с оплатой по факту потребления сервиса, – чем решиться на капитальные инвестиции в инфраструктуру.

Осторожные прогнозы

Сроки модернизации российских ИКТ-систем напрямую зависят от времени восстановления и роста российских компаний, а это процесс небыстрый. Поэтому консультанты рассматривают 2011 год как период восстановления спроса и формирования интереса к новым услугам. «Мы рассчитываем, что в 2011 году рынок IT-консалтинга может вырасти до 90-95 млрд рублей", – делится ожиданиями Алексей Ефремов. «Взрывного роста мы не увидим, – прогнозирует Сергей Мацоцкий. – Оптимизм и уверенность пока не вернулись к заказчикам». По его мнению, если судить по бюджетам клиентов, рынок IT-услуг в ближайший год вырастет на 15% в долларовом выражении. По оценкам «Астероса», в 2011 году рынок достигнет $4,9 млрд, а его темпы развития не превысят 19%. «При сохранении стабильности в 2011 году будет рост на 20%», – подчеркивает Александр Семенов. Аналитики «Финама» считают, что даже при сохранении позитивной рыночной динамики рост останется в пределах 5%. Практика показывает, что независимая аналитика обычно оказывается права.

Что же станет драйвером роста спроса? Во-первых, усиливающаяся конкуренция. Во-вторых, развитие интернета и on-line сервисов. «Крупные торговые сети подключаются к системам EDI (решения для обмена внешними электронными документами c подрядчиками и поставщиками), – приводит пример Александр Семенов. – Подобные технологии в разы увеличивают скорость прохождения документов и заказов, снижая издержки ритейлера». Остаются надежды на рост аутсорсинга, правда, не взрывной, как прогнозировали IT-компании еще пару лет назад. «SaaS станет основной движущей силой IT-аутсорсинга, – ожидает Михаил Эренбург. – Направление в целом увеличится на 24%. Сегмент системной интеграции вырастет на 22%, а внедрения бизнес-приложений и другого ПО – на 19%». По мнению Сергея Ядыкова, заместителя директора службы профессионального сервиса компании «АйТи», флагманским направлением в работе консультантов будет внедрение управления IT в соответствии с принципами ITIL/ITSM «Управление знаниями – наиболее инновационный инструмент, а инновации обозначены как главный вектор деятельности госорганов и госкорпораций», – добавляет Сергей Ядыков. По-видимому, госсектор должен делать стойку на слова, наиболее часто употребляемые главой страны.

Ожидается рост спроса на консалтинг при внедрении готовых IT-решений, требующих кастомизации, дополнительной настройки, расширения функционала. Самыми востребованными остаются CRM-системы, российские компании постепенно переходят с собственных разработок на готовые продукты. «По направлению CRM мы планируем рост до 300%», – прогнозирует Александр Семенов.

Вопросы информационной безопасности (ИБ) и защиты персональных данных сохранят актуальность. «Противодействие злоумышленников и подразделений ИБ часто превращается в гонку вооружений. При этом расходы злоумышленников на порядок ниже расходов организаций на установку защитных средств, – подчеркивает Антон Касимов, начальник отдела консалтинга департамента информационной безопасности компании «Ай-Теко». Консультанты предлагают оптимизировать расходы. Тем более, что компании вынуждены увеличивать бюджеты на выполнение требований регулирующих органов к защите персональных данных, которые вступят в силу 1 июля 2011 года. Если уж тратить деньги, так с умом. «В сегменте ИБ и защиты персональных данных мы ожидаем минимум двукратного роста спроса», – комментирует Ирина Кривенкова. По ее оценке, рынок ИБ в последние пять лет растет в среднем на 25%, но за 2010 год затраты российских компаний на обеспечение ИБ выросли в 3-4 раза по сравнению с 2009 годом. По мнению экспертов «Астероса», почти 40% рынка ИБ будут формировать проекты по защите персональных данных, тогда как в 2010 году их доля не превышала 25%.

Валерия Селиванова

Возврат к списку


Спасибо за интерес к группе «Астерос»! Чтобы мы могли предоставить вам информацию по теме «В душащих тисках тенденций», заполните, пожалуйста, поля «E-mail» или «Телефон».