Бизнес на стороне

Профиль

18 апреля 2011г.

Российские компании в полной мере смогли оценить преимущества ИТ-аутсорсинга.

Кризис придал серьезный импульс развитию ИТ-аутсорсинга. Бизнес был поставлен в очень жесткие условия: с одной стороны, уменьшились бюджеты, сократился штат ИТ-персонала, с другой – требования к качеству ИТ-услуг остались на прежнем уровне или возросли.

«В этих условиях многие крупные предприятия были вынуждены пользоваться услугами внешних поставщиков, – констатирует руководитель дирекции ИТ-аутсорсинга компании «Астерос»  Вадим Стеценко. – Убедившись на своем собственном опыте в преимуществах такой формы работы, компании охотнее расширяют теперь свои аутсорсинговые контракты». Так, например, по предварительным оценкам, объем российского рынка ИТ-аутсорсинга по итогам прошлого года может превысить $800 млн, а прирост составит порядка 20%. По прогнозам IDC, рост аутсорсинговых услуг, в частности, центров обработки данных (ЦОД) в ближайшие три года будет стабильно расти в пределах 25-30%. Причем рост бизнеса в области хостинга, к примеру, в подразделениях технологических сервисов IBM в России и СНГ значительно превышает этот показатель уже сейчас.

Такой прирост, по словам директора департамента развития сервиса и аутсорсинга сервисного центра компании «Ай-Теко» Эдуарда Гатиятуллина, обусловлен не столько увеличением ИТ-бюджетов заказчиков или развитием их ИТ-инфраструктуры, сколько расширением функционала, который они уже готовы передать на реализацию во внешнюю среду. Сервисная поддержка, аутстаффинг и облачные услуги стали ключевыми векторами развития рынка ИТ-аутсорсинга.

Хотя в целом развитие рынка директор управления регионального развития Stack Group Сергей Зайцев считает пока еще слабым. «И дело не столько в отсутствии спроса и предложения, сколько в низком уровне доверия потенциальных клиентов к аутсорсеру, – уточняет эксперт. – Чтобы изменить ситуацию, поставщикам услуг необходимо обеспечить сочетание двух ключевых факторов – гарантированного качества и юридически подтвержденной ответственности за результаты своей работы. Именно эти факторы, а не финансовая сторона вопроса в настоящее время являются определяющими при принятии решения о передаче тех или иных задач внешнему исполнителю».

Наиболее наглядный пример этому, по мнению представителя Stack Group, в сегменте услуг ЦОД – удержать своих клиентов и привлечь новых – смогли только те дата-центры, которые подтвердили на практике готовность соответствовать ожиданиям своих клиентов. Большинство же аутсорсинговых технологических площадок пустовало, несмотря на демпинговые цены. То качество проектирования и исполнения инженерной инфраструктуры не позволяло принять на себя полную ответственность за обеспечение необходимых клиенту ИТ-задач, то спектр услуг был недостаточным, то административно-организационные процедуры оставляли желать лучшего.

О том, что, несмотря на рост рынка, он все же остается в России еще незрелым, говорит и директор департамента корпоративных услуг НР в России Владимир Зайцев: «Во-первых, уровень знания заказчиками, да и поставщиками технологий аутсорсинга и сервисного управления еще оставляет желать лучшего. Во-вторых, российское законодательство требует серьезной проработки и оформления отношений – многие механизмы, широко использующиеся в мире, у нас неприменимы».

В части цены вопроса с коллегой из Stack Group готов поспорить представитель  компании «Астерос», которая провела на этот счет даже специальное исследование. «Наиболее важным критерием выбора является цена услуг, это отметили 83% опрошенных, – рассказывает Вадим Стеценко. – Заказчики чувствительны к стоимости предложения и по мере снижения цены аутсорсинговых сервисов они будут более охотно их использовать».

По словам руководителя сервисного подразделения IBM в России и СНГ Валерия Корниенко, обычно заказчики определяют экономическую эффективность той или иной услуги аутсорсинга, соотнося свои внутренние затраты с затратами на аутсорсера, закладываются на какой-то уровень снижения затрат, и если они способны держать сервис-провайдера в рамках оговоренного бюджета при соблюдении необходимого уровня предоставления услуг, то проект считается эффективным.

«Сегодня бизнес требует все большей отдачи и концентрации усилий и ресурсов на собственной деятельности. И компании приходят к пониманию, что гораздо эффективнее переводить непрофильные для них процессы и функции во внешнюю среду», – добавляет Эдуард Гатиятуллин.

Действительно, прямая экономия ИТ-бюджета по сравнению с затратами на производство невелика, а вот возможность быстрой интеграции ИТ нового завода или обеспечение прозрачности инфраструктуры в рамках всего холдинга дает, по мнению Владимира Зайцева, реальные преимущества в основном бизнесе. «Бизнесу важна стабильность и предсказуемость, – продолжает тему заместитель директора сервисного центра компании «Инфосистемы Джет» Владислав Ануфриев. – ИТ для бизнеса – это один из инструментов, с помощью которого достигается конечная цель. И требования к ИТ, как и ко всякому инструменту, достаточно просты – он должен быть функционален, но не избыточно, должен быть надежен и иметь разумную стоимость. Соответственно, все, что приводит к снижению стоимости и повышению качества работы ИТ, для бизнеса важно».

По мнению эксперта, при переходе на аутсорсинг бизнес ждет от услуги кардинального снижения рисков для бизнеса, вызванных отказами ИТ-систем. Рассчитывает на снятие постоянной головной боли из-за необходимости нанимать и мотивировать «непрофильный» относительно вида деятельности компании персонал. Ждут заказчики от аутсорсинга и понятную и «оцифрованную» (то есть осмеченную) ответственность за возможные простои бизнеса по причине отказов в ИТ. «Своего сотрудника можно максимум выгнать, но компенсировать потери клиент не сможет, – поясняет Ануфриев, – а при аутсорсинге финансовая ответственность аутсорсера сопоставима с возможными потерями заказчика».

Способствовать дальнейшему повышению заинтересованности российских компаний в аутсорсинге, по мнению Сергея Зайцева, может еще и комплекс мер, направленных на повышение общей культуры взаимоотношений между клиентом и аутсорсером.

«Это касается и выработки параметров, позволяющих сопоставить ожидания бизнеса с возможностями аутсорсера, и подходов к формированию законченных решений (ИТ + сервис + выстроенные процессы взаимодействия во всей цепочке, влияющей на качество конечной услуги), которые к тому же были бы адекватны по стоимости, и квалифицированного урегулирования административно-правовых конфликтов между поставщиком и потребителем услуг».

А вот серьезным препятствием для развития ИТ-аутсорсинга в России, по мнению Вадима Стеценко, выступает ментальный фактор. «Аутсорсинг ставит под сомнение необходимость содержания многочисленной ИТ-службы, поэтому ИТ-руководители остерегаются использовать этот инструмент», – отмечает специалист «Астероса».

Эдуард Гатиятуллин основную сложность видит в отсутствии единого информационного поля и общепринятой терминологии в общении между заказчиками и исполнителями. В качестве примера представитель «Ай-Теко» предлагает рассмотреть услугу «ИТсервис».

«У разных заказчиков сегодня свое представление о том, что входит в это понятие, – говорит Гатиятуллин. – У исполнителей – свое. В результате стороны говорят на разных языках, а процессы согласования документации, выстраивания договорных взаимоотношений очень сильно затягиваются».

Любой проект сейчас начинается с того, что заказчик и исполнитель сначала договариваются о терминах. Если речь идет о крупных предприятиях, то в этом случае проекту по аутсорсингу обычно предшествует консалтинговый проект: консультант выявляет процессы, которые должны быть переданы на аутсорсинг, формирует документацию, и только после этого начинается взаимодействие с сервис-провайдером.

«Наличие единого информационного поля не только могло бы значительно ускорить этот процесс, но и позволило бы заказчику получать консалтинговые услуги в необходимом объеме от самого аутсорсера, без привлечения третьих сторон», – предполагает эксперт.

В любом случае, все опрошенные «Профилем» участники рынка видят хорошие перспективы развития ИТ-аутсорсинга в стране.

«В этом году, как и в последующие годы, на российском рынке аутсорсинга будет наблюдаться рост, ведь объем рынка очень далек от потенциально возможного», – добавляет Владимир Зайцев. По его мнению, мода на облачные вычисления серьезно затронет и аутсорсинг, ведь это один из самых быстрых способов оптимизировать затраты.

Обострится и конкуренция – крупные западные компании становятся более конкурентоспособными по цене, а локальные компании повышают свой уровень компетенций в сложных вопросах аутсорсинга, так что заказчик теперь сможет реально выбирать между локальной и международной компанией.

Об этом же говорит и Вадим Стеценко, по информации которого сразу два европейских оператора дата-центров уже заявили о планах присутствия на российском рынке – это финская Tieto и латвийский оператор DEAC.

В целом же за 2011 год сегмент ИТ-аутсорсинга, по его мнению, прибавит 24%.

В подтверждение своего прогноза представитель «Астероса» приводит результаты исследования компаний, согласно которому к 2012 году абсолютное большинство крупных российских предприятий будет приобретать те или иные услуги ИТ-аутсорсинга. Почти три четверти (73%) опрошенных предприятий уже привлекают внешних поставщиков ИТ-услуг, а еще более 13% планируют начать использовать ИТ-аутсорсинг в ближайшее время.

Андрей Москаленко

Возврат к списку


Спасибо за интерес к группе «Астерос»! Чтобы мы могли предоставить вам информацию по теме «Бизнес на стороне», заполните, пожалуйста, поля «E-mail» или «Телефон».