Новости

Технологические тенденции в развитии российского рынка ВКС

TAdviser

14 сентября 2017г.

На российском рынке ВКС сложилась весьма интересная ситуация. Часть экспертов в числе главных трендов рынка называют миграцию на программные ВКС и спрос на облачные сервисы видеоконференцсвязи. В то же время ряд специалистов отмечают и противоположные тенденции. По их данным, ряд заказчиков продолжают с опаской и недоверием относиться к ВКС по модели SaaS, а предпочтение отдают традиционным аппаратным системам видеоконференцсвязи.

Миграция на программные решения

Рынок ВКС мигрирует в сторону программных решений в части инфраструктуры. С одной стороны, появляются абсолютно новые компании, которые разрабатывают собственные серверы многоточечных конференций и решения аналогичного уровня. С другой стороны, на программных решениях для ВКС фокусируются вендоры, которые ранее были известны именно благодаря оборудованию для видеоконференцсвязи. «Так происходит потому, что многие заказчики уже имеют собственную ИТ-инфраструктуру, на которой можно эти софтверные решения развертывать. Подобным образом поступают даже компании, которые считаются „законодателями мод“ в телекоммуникациях — например, Cisco», — говорит Максим Кирсанов, руководитель отдела телекоммуникационных решений Softline.

«Также стоит отметить, что сейчас у крупных заказчиков заканчивается срок эксплуатации аппаратных ВКС-систем и тренд на `железные` решения для видеоконференцсвязи идёт на спад», — добавляет Егор Войтаник, руководитель департамента коммуникаций Trueconf.

Спрос на облачные ВКС

В ИТ-отрасли уже сформировался устойчивый спрос на облачные сервисы, и рынок ВКС не является исключением. Однако, несмотря на рост популярности этого направления, модель SaaS не всегда воспринимается позитивно.

По мнению Дениса Черноскова, директора департамента системной интеграции ГК «Корус Консалтинг», зачастую крупной корпорации комфортнее использовать видеоконференции как услугу и не вкладывать деньги в инфраструктуру. «Иногда это диктуется финансовыми причинами: перевести капитальные затраты в операционные и не «вешать» на себя оборудование, которое устареет через 3–5 лет и станет для компании «мертвым грузом», — говорит он.

Владислав Перегудов, главный инженер проектов группы Астерос

Владислав Перегудов, главный инженер проектов группы «Астерос»

Владислав Перегудов, главный инженер проектов группы «Астерос», полагает, что потребность в снижении расходов станет одним из драйверов массового перехода с «железа» в виртуальную среду.

«Вероятна ситуация, когда заказчики будут консолидировать запросы на приобретение сервисов ВКС у провайдеров, либо начнут строить собственные платформы на базе виртуальных решений», — отмечает представитель «Астерос». 

Андрей Свириденко, председатель правления Spirit, называет переходит от тяжелого оборудования и программно-аппаратной реализации на территории заказчика (on-premise) в облака главной тенденцией мирового рынка ВКС. «Видеосвязь все больше становится сервисом, а пользователь может положить ВКС себе в карман, вместе со смартфоном, и пойти по своим делам», — рассказывает предправления Spirit.

По словам Алексея Громакова, директора департамента развития и управления решениями «Энвижн Груп», заказчики не стремятся развивать уже внедренные системы ВКС, а те, кто развивает, чаще делают это с использованием программных решений, в том числе посредством MCU. «Прослеживается явный ориентир на облачные сервисы и рост интереса к отечественным продуктам, — говорит Громаков. О росте доли SaaS говорит и Леонид Жестев, ведущий инженер отдела «Мультимедийные системы и видеоконференцсвязь» компании «Ланит-Интеграция». Однако, по его словам, у этой модели есть некий психологический барьер.

Максим Уметбаев, руководитель направления LED и VC в компании Polymedia, говоря о курсе на развитие облачных сервисов практически у всех производителей, напоминает, что не все клиенты воспринимают это новшество с позитивом. «Госзаказчиков, силовые структуры и крупный бизнес волнует, прежде всего, информационная безопасность и сохранность данных. А в связи со сложной внешнеполитической обстановкой данные требования для всех приобретают еще большую важность», — отмечает он. 

Мобильность

Мобильность — это тот тренд, который наблюдается повсеместно. С развитием смартфонов и планшетов, а также технологий связи, ВКС на мобильных устройствах становится обыденным, но при этом необходимым сервисом. «Для заказчика важно, чтобы его сотрудники были доступны для проведения видеоконференций в любое время и независимо от местонахождения. Поэтому обеспечение доступности подключения к видеоконференции с мобильных устройств — смартфонов и планшетов — одна из приоритетных задач», — считает Максим Кирсанов из Softline.

Михаил Никифоров, руководитель направления видеоконференцсвязи компании Крок, добавляет, что в последнее время на российском рынке стало появляться большое количество массовых решений для проведения сеансов видеоконференцсвязи с использованием мобильных устройств. Причиной тому стало активное развитие мобильного интернета и наличие программных ВКС-клиентов.

Изменение отношения к отечественным ВКС

Импортозамещение — это один из главных трендов российского ИТ-рынка. Однако в сегменте ВКС движение в сторону замены иностранных решений еще только началось. «Вот когда судебный департамент Верховного суда РФ или другой крупный госзаказчик приобретет VideoMost или иное отечественное ВКС-решение на 10 миллионов долларов, вместо Polycom, тогда можно констатировать, что импортозамещение в ВКС начало работать. Пока же у крупных госклиентов продолжают работать и закупаться ими Polycom, Cisco, Avaya, Huawei, а отечественным компаниям, естественно, лучше не стало оттого, что американцев поменяли на китайцев», — замечает Андрей Свириденко, председатель правления Spirit. Помимо этого, Андрей Свириденко приводит пример работы корпорации Microsoft в российском госсекторе. По его словам, для многих государственных заказчиков Microsoft фактически остается корпоративным стандартом, в рамках которого американцы почти бесплатно предлагают своим крупным клиентам в России Skype for Business. Отечественным поставщикам ВКС-решений и здесь не остается места, говорит он, добавляя при этом, что отношение к отечественным разработчикам со стороны госклиентов все-таки изменилось к лучшему. «До объявления политики импортозамещения нас просто в упор не видели, а теперь нас, по крайней мере, стали замечать, тестировать, давать читать техническое задание, поскольку ФОИВ теперь по закону необходимо писать аргументированное обоснование выбора в пользу импортного решения. ТЗ конкурсов часто пишется с целью не допустить отечественные продукты дальше номинального участия в тендере. Поэтому — да, есть положительное движение в плане импортозамещения и даже отдельные реальные сделки в регионах, просто потому что не могут в регионах больше позволить себе покупку импортного решения — бюджеты сократили, но в Москве выигрывать крупные тендеры отечественным производителям пока не дают иностранные вендоры, их партнеры и коррумпированные ими чиновники», — говорит председатель правления Spirit.

Денис Черносков, директор департамента системной интеграции ГК «Корус Консалтинг», считает, что на сегодняшний день российским продуктам далеко до «монстров» типа Cisco и Polycom, но в части базового набора сервисов они уже сегодня могут конкурировать на российском рынке. «В пользу отечественных продуктов играет и экономическая ситуация, и тенденции в сторону развития более гибких и экономичных программных решений ВКС», — поясняет Черносков.

Недоверие к облачным системам и предпочтение ВКС-решений on-premise

Несмотря на рост спроса на облачные решения, часть заказчиков остаются консерваторами, предпочитая ВКС on-premise, т. е. установленные на собственных ресурсах компании. Максим Кирсанов, руководитель отдела телекоммуникационных решений Softline, говорит, что тому есть две причины. Первая — заказчик не хочет выпускать видеопоток за пределы своей собственной сети, поскольку это может привести к излишней загрузке внешних каналов связи. Вторая — особо консервативные заказчики пока не доверяют облачным решениям в полной мере и предпочитают держать трафик внутри своей защищенной сети.

Верность аппаратным ВКС

Некоторые заказчики остаются верны аппаратным ВКС-системам и не хотят менять их на программные средства.

Владислав Перегудов, главный инженер проектов группы «Астерос», замечает, что, не смотря на экономические и технологические преимущества, заказчики пока не спешат массово переходить на виртуальные аналоги инфраструктурного оборудования.

«Среди очевидных причин — отсутствие собственных дата-центров или серверной инфраструктуры, подходящей для развертывания ПО, недостаток квалифицированного персонала, осуществляющего эксплуатацию, и внутренние бюрократические безосновательные препятствия в принятии к учету приобретаемых лицензий. Таким образом, у российских заказчиков по-прежнему больше доверия вызывают классические аппаратные платформы. Использование программных инфраструктур, скорее, удел отдельных передовых компаний с высоким уровнем ИТ-зрелости», — считает эксперт.

Михаил Никифоров, руководитель направления видеоконференцсвязи компании «Крок», отмечает, что от аппаратных ВКС-решений заказчики пока полностью не могут отказаться, потому что профессиональное оборудование — кодек или аппаратный терминал ВКС, обеспечивает высокое качество передачи аудио и видеоданных, а также дополнительные ИТ-инструменты для совместной работы.

Унифицированные коммуникации

Еще одним трендом последних лет являются унифицированные коммуникации (UC) — единая платформа, объединяющая в себе все средства удаленного общения и взаимодействия. «Пользователь должен иметь возможность позвонить со своего смартфона на индивидуальный ВКС терминал коллеги, а потом, пообщавшись с ним, одним нажатием присоединить третьего участника на ip-телефоне, четвертого с программным клиентом на рабочем ПК и так далее. Важно иметь возможность трансформировать сессию двух участников в кросс-платформенную конференцию без разрыва текущего сеанса, видеть статус присутствия потенциальных участников, иметь возможность совместно работать над любым контентом. Все должно быть быстро и просто», — говорит Максим Уметбаев, руководитель направления LED и VC в компании Polymedia.

Другие тренды

Среди других трендов рынка стоит отметить возросшую доступность средств видеоконференцсвязи. «Если раньше ВКС использовалась избранным кругом, то в последние годы она однозначно стала доступнее. Технология WebRTC открыла возможность подключаться к услуге без какого-либо дополнительного программного клиента», — замечает Алексей Громаков, директор департамента развития и управления решениями «Энвижн Груп».

Максим Кирсанов из Softline, в качестве еще одного тренда видит упрощение инфраструктуры. «Если раньше ВКС-решения крупных вендоров представляли собой комплекс отдельных устройств, в котором было непросто разобраться, то сейчас всё ограничивается либо одним аппаратным „юнитом“, либо вовсе софтверным MCU, на который заведены все клиентсткие устройства», — говорит он.

Максим Уметбаев из Polymedia, одним из важных трендов называет влияние политических тенденций на российский ИТ бизнес: «Например, ограничения продаж со стороны западных производителей и запущенный контрпроцесс — импортозамещение. В связи с этим возрастает спрос на российские системы видеоконференцсвязи и UC, а также на продукты азиатских производителей».

О существенном увеличении спроса на азиатские ВКС-решения говорит и Владислав Перегудов, главный инженер проектов группы «Астерос». Помимо этого, он называет еще два тренда, которые действуют на рынке — новые модели лицензирования решений для видеоконференцсвязи и фокус вендоров на так называемых huddle rooms.

Первый тренд связан с еще одним путем к сокращению затрат. В частности, приобретение лицензий для инфраструктурных решений ВКС на определенный временной период уже присутствует у некоторых производителей, и часть заказчиков оценила эффективность такого подхода — сценарий «вечного владения» далеко не всех устраивает по соотношению CAPEX/OPEX.

Второй тренд — huddle rooms. Это небольшие переговорные, оснащенные универсальным средством коммуникаций с широкими возможностями для пользователя. Их количество по всему миру оценивается в 30–50 млн штук. Возникновение такого типа переговорных обусловлено стремлением владельцев бизнеса/заказчиков уменьшить стоимость аренды площадей: к примеру, сделать 2–3 переговорные, загрузка которых будет более эффективной, выгоднее, чем создавать большой конференц-зал, заточенный под одну задачу.

«Во многом этим и объясняется появление на рынке решений типа all-in-one, предназначенных для данного типа помещений и сочетающих в себе доступную цену с высокими техническими характеристиками. Речь идет о терминалах ВКС, содержащих в компактном корпусе все элементы классического комплекта ВКС — камеру, микрофон. К слову, в некоторых примерах в корпус камеры встроена электроника терминала и микрофон. В настоящее время такие решения имеют в линейках как западные производители (Cisco — SX10, Polycom — Debut), так и азиатские (Huawei TE-30)», — рассказывает Владислав Перегудов.

Возврат к списку

Твитнуть

Спасибо за интерес к группе «Астерос»! Чтобы мы могли предоставить вам информацию по теме «Технологические тенденции в развитии российского рынка ВКС», заполните, пожалуйста, поля «E-mail» или «Телефон».