Новости

Безопасность ОК «ЛУЖНИКИ»: исключений не будет

«Безопасность зданий и сооружений»

17 ноября 2017г.

«Лужники» станут главной ареной Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года. Приоритетным направлением в обеспечении безопасности спортивных мероприятий является оборудование стадиона и прилегающей территории инженерно-техническими средствами охраны. В ходе подготовки к предстоящему мундиалю, группа «Астерос» отвечает за создание периметра безопасности ОК «Лужники» протяженностью более 3 километров. Здесь построены 13 КПП, пропускная способность которых — свыше 68 тыс. человек, около 1 тыс. автомобилей и 40 автобусов в час. Здесь развернута система видеонаблюдения, охватывающая весь периметр, включая все КПП и на саму территорию комплекса. Видеопотоки со всех камер будут передаваться по каналам связи в специально построенный единый ситуационный центр. О том, как именно организована защита «Лужников» — в эксклюзивном материале для «Безопасности зданий и сооружений».

Четыре центра безопасности

В соответствии с планом застройки, «Лужники» и прилегающая к нему общественная территория зонируются по приоритетам безопасности согласно требованиям ФИФА ЧМ2018 (FIFA World Cup Stadium Requirements Handbook Project Requirements Summary — Space, Area & Fit-out Requirements; Annex to SRH 10.20.16. — Version — 2018 FIFA World Cup / 01.11.2014). В общей сложности, концепция выделяет около 10 различных зон, включая зоны общего доступа, прессы, гостеприимства, VIP-гостей, зоны транспортных магистралей, техническую зону и другие.

Управление безопасностью территории Олимпийского комплекса «Лужники» осуществляется централизованно. На территории объекта в специально возводимых под программу ЧМ2018 зданиях размещены:

  • два взаиморезервируемых дата-центра на 30 стоек, суммарной емкостью хранилищ 4,9 ПБайт;
  • ведомственный центр управления безопасностью (ВЦУБ) на 10 рабочих мест операторов;
  • центральный диспетчерский пункт инженерных систем ЦДП на 6 рабочих мест операторов;
  • расчетно-кассовый центр.

Учитывая масштаб и значимость объекта, в общей сложности в Лужниках предусмотрено четыре рассредоточенных по территории центра безопасности. Среди них:

  • Единый центр управления стадиона (ЕЦУС);
  • Ведомственный центр ВЦУБ, созданный специально для нужд МВД на время проведения спортивных мероприятий, футбольных матчей, культурно-массовых мероприятий. Здесь размещена видеостена, на экраны которой выводится вся оперативная информация по объектам. Зоны ответственности операторов строго распределены: каждый из них будет следить за вверенным ему участком и системами безопасности, установленными на нем;.
  • Резервный центр управления безопасностью стадиона (РЦУС);
  • Центр безопасности территории ЦУБТ, осуществляющий наблюдение за территорией в повседневном режиме вне мероприятий спортивного и массового характера.

Иерархическая структура взаимодействия центров обеспечивает надежность функционирования Олимпийского комплекса в целом. Для сопряжения информации, поступающей от всех установленных систем (как отечественных, так и зарубежных производителей) в рамках проекта по созданию периметра безопасности территории, используется интеграционная платформа Securix, разработанная группой «Астерос».

В зоне безопасности

ОК «Лужники» «опоясан» 3-километровым периметром безопасности, внутри которого располагается так называемая «чистая зона». Доступ сюда для каждой клиентской группы, будь то болельщик, журналист, спортсмен или представитель VIP-делегации, осуществляется только после прохождения всех этапов досмотра. Исключений нет. На объекте работают системы контроля и управления доступом, информационного оповещения и озвучивания (порядка 400 акустических систем, 1500 динамиков), а также охранно-тревожные системы, управление эвакуацией, сигнализация и многие другие.

Ключевые «узлы» периметра — 7 пешеходных и 6 транспортных КПП — суммарно включают 450 досмотровых проходов зрителей и 42 контролируемых проезда автотранспорта. Пропускная способность — свыше 68 тыс. человек, около 1 тыс. автомобилей и 40 автобусов в час.

Системы контроля и управления доступом реализованы на базе решений компаний SKIDATA для пропуска зрителей на большую спортивную арену. а Системы пропуска на внешнем периметре, системы контроля доступа реализованы на целом ряде локальных объектов внутри территории на базе продуктов Siemens, Bosch, «Болид», Parsec и других. Все эти системы интегрированы в единый комплекс на базе программной платформы платформе Securix.

Наблюдают за каждым

Система видеонаблюдения периметра ОК «Лужники» объединяет более 1500 камер на открытой территории, периметральных пунктах охраны, пешеходных и транспортных КПП. Видеопотоки со всех камер будут передаваться по каналам связи в единый ситуационный центр с суммарной скоростью 8,2 Гб/с.

Базовыми компонентами системы являются видеокамеры Axis c элементами видеоаналитики и открытая программная платформа Milestone Systems.

«Интеллектуальная» часть — видеоаналитика, выявление оставленных предметов, пересечение запретных зон и виртуальных барьеров — реализованы с помощью программного обеспечения Milestone, являющегося базовым для всех объектовых систем видеонаблюдения ОК «Лужники».

Видеонаблюдение за трибунами организовано по отработанным на других стадионах схемам, например, на стадионе «Спартак-Арена» во время Кубка конфедераций в Москве. Здесь применены матричные видеокамеры Panomera.

Архивирование видеоинформации производится одновременно в нескольких дата-центрах в объеме и требованиях силовых ведомств для периода проведения ЧМ-2018 и последующей эксплуатации самых крупных спортивно-массовых объектов.

Шесть шагов проверки на «красном» периметре

Шаг 1. Контрольно-пропускной пункт (пешеходный). Здесь досматриваются все пешие желающие попасть на территорию Лужников. Важный момент: если у болельщика или любого другого пешехода в руках сумка или другой багаж, превышающий допустимые габариты, он должен быть готов сдать их в камеру хранения. Но и здесь его багаж будет досмотрен.

Шаг 2. Зона радиационного контроля. Справа и слева на входных дверях КПП установлены пешеходные радиационные мониторы. Здесь каждый пришедший будет проверен на предмет радиационного заражения. Если система его фиксирует — далее следует медицинское освидетельствование.

Шаг 3. Турникет. Здесь установлен считыватель документов, предназначенный для паспорта болельщика, аккредитации или билета на ЧМ2018. Если документы в порядке — проход через турникет займет пару минут. Стоит учесть, что паспорт болельщика предъявляется в любом случае. К нему-либо документ об аккредитации, либо билет. Отсутствие любого из документов недопустимо.

Шаг 4. Досмотр. Зона досмотра начинается с привычных рамок стационарных арочных металлодетекторов и интроскопа для досмотра ручной клади и личных вещей граждан, что полностью соответствует нормативным документам к оснащению пешеходных КПП для прохода на культурно-массовые мероприятия. Досмотру подвергаются все, в том числе и маломобильные граждане. Для них оборудованы соответствующие зоны КПП, где вне очереди, в комфортных условиях, в том числе, для транспортировки колясок, также будет произведен досмотр.

Шаг 5. Обнаружение опасных предметов и веществ. Во время чемпионата будет произведен досмотр и посетителей, и багажа ручными инструментальными средствами с использованием самых современных технологий детекции. Даже если у злоумышленника с собой взрывчатое вещество, например, с осколочными поражающими элементами, которое не детектируется металлоискателем, поскольку не содержит металлических частей, оно будет выявлено иными способами. В том числе, ручным досмотром.

Шаг 6. Поведенческий и психологический анализ. Любые отклонения от стандартного поведения в местах массового скопления людей заслуживают особого внимания. Если у персонала или охраны возникнет хоть малейшее подозрение, что с человеком что-то не так, его проводят в отдельное помещение для углубленного персонального досмотра. На этот случай разработаны и внедрены все необходимые регламенты.

Что касается проверки малогабаритного багажа или, так называемой, ручной клади, досмотр реализуется по аналогии с аэропортовым. Все рюкзаки и дамские сумочки «проходят» интроскоп, где их проверяют на наличие запрещенных к проносу веществ и предметов. В случае обнаружения таковых, ручная кладь проверяется оператором вручную при помощи специальных детекторов. Проверяться будет все: продукты питания в фирменной упаковке, косметика и т. п.!

В случае наличия в ручной клади подозрительных предметов, она проверяется оператором вручную при помощи газоспециальных детекторованализатора. Проверять будут даже продукты питания в фирменной упаковкекартошку, косметику и т. п.мало ли что внутри нее находится!

Как обстоит дело с жидкостями? Эксперты «Астерос» выступают за то, чтобы ни один тип жидкости, даже небольшая бутылка воды, на стадион снаружи не попадала. Напитки можно купить внутри; отсутствие любых жидкостей, принесенных с собой, сократит время досмотра. Однако, в связи с отсутствием подобных запретов, проектными решениями предусмотрено применение специальных детекторов.

Въезд автомобилей — через три рубежа

Все 6 транспортных КПП оборудованы с учетом новейших технологий и требований российских и международных регуляторов. Досмотр авто осуществляется следующим образом.

Первый рубеж. Первыми в дело идут радиационные мониторы «Янтарь» (решение НПЦ «Аспект»), которые обнаруживают радиоактивные и ядерные материалы. Прошедший радиационный контроль автомобиль может двигаться дальше.

Второй рубеж. Открывается шлагбаум — автомобиль следует в зону досмотра, она включается автоматически. Специальная камера считывает номерные знаки и сличает их с базой. В это время машина «сканируется» снизу: фото днища автомобиля, единожды проехавшего через этот КПП, в дальнейшем каждый раз будет сверяться с предыдущим изображением. Система проанализирует картинку и зафиксирует малейшие изменения в конструкции. Оператор тут же получит оперативный графический отчет о любых изменениях, в том числе, об отсутствии каких-либо предметов или, наоборот, о появлении несвойственных конструкции деталей. Таким образом, любые попытки провезти что-либо на авто или под ним будут пресечены.

Третий рубеж. Здесь оператор осуществляет стандартный ручной досмотр с помощью носимых (ручных) средств. Открываются двери, крышки багажного и двигательного отсеков, любые встроенные ящики для перчаток и мелочей. Открываются багажник, капот, двери, отсеки хранения. Если возникнут малейшие подозрения, автомобиль отправится на дополнительные процедуры, а в особых случаях — будет задержан.

Большегрузный транспорт также не избежит проверки. Группа «Астерос» занимается строительством удаленных пунктов досмотра грузов и транспорта (УПДГ) и пунктов регистрации грузового транспорта. В частности, сейчас специалисты интегратора выполнят инженерно-техническое проектирование, закупку оборудования и построят инфраструктуру удаленного пункта досмотра грузов LogPoint в Москве.

В заключение

По словам разработчиков системы комплексной безопасности объекта ОК «Лужники», акцент при ее проектировании и строительстве сделан на надежности внедряемых систем, высокой эффективности применяемого оборудования, оптимальном соотношении его цены и качественных характеристик. Также важнейшей задачей «Астерос» стало выполнение требований нормативных документов по безопасности, обеспечении надежности и качества в рамках бюджета проекта. На практике это означает одно: ЧМ2018 — это грандиозное событие, которое скоро будет проведено в нашей стране, и никаких исключений в части его безопасности быть не может.

Возврат к списку

Твитнуть

Спасибо за интерес к группе «Астерос»! Чтобы мы могли предоставить вам информацию по теме «Безопасность ОК «ЛУЖНИКИ»: исключений не будет», заполните, пожалуйста, поля «E-mail» или «Телефон».