Новости

Разработчик «Электронной путевки»: «Внедрение системы многократно повысит прозрачность туристического бизнеса»

Интерфакс Туризм

04 декабря 2017г.

О проекте «Электронная путевка» ведутся разговоры уже три года. Все это время система находилась в разработке, тестировалась и дорабатывалась. На сегодня проект полностью готов, количество подключенных к нему туроператоров приближается к 100. Подробнее об «Электронной путевке», а также о том, какие изменения в связи с внедрением новой системы грядут для туроператоров, турагентов и туристов, рассказал директор проекта со стороны группы «Астерос» Алексей Денисов в интервью порталу «Интерфакс-Туризм».

Алексей Денисов, директор проекта Электронная путевка, Астерос

Алексей Денисов, директор проекта «Электронная путевка», «Астерос»

Почему было решено внедрить систему «Электронная путевка»?

— К идее создать подобный проект привели накопившиеся проблемы в туротрасли: недостаточная прозрачность туристического рынка, незащищенность туристов, отсутствие эффективных инструментов государственного регулирования. Согласно статистике Центробанка, через фиктивные турпродукты недобросовестными участниками отрасли из страны ежемесячно выводятся более 5 млрд рублей. После внедрения «Электронной путевки» прозрачность бизнеса будет повышена многократно. Государство получит больше налогов, а туристы будут лучше защищены.

На каком этапе проект находится сейчас?

— В настоящее время разработка системы завершена. В сентябре была проведена опытная эксплуатация системы — тогда к ней подключились 10 туроператоров, которые завели около 200 путевок. В рамках опытной эксплуатации была проведена проверка стабильности функционирования «Электронной путевки». Для этого были запущены информационные страницы с набором эксплуатационной документации, открыт свободный доступ к системе, и любой желающий участник отрасли мог подключиться и опробовать функционал «Электронной путевки».

Как будет работать «Электронная путевка»? Какое участие в проекте принимает Ростуризм?

— При продаже туристического продукта информация о нем передается в систему «Электронная путевка». Она авторизует пользователя, анализирует корректность занесенных данных и выпускает номер электронной путевки. Параллельно система проверяет наличие туроператора в реестре ЕФРТ, а на этапе занесения суммы путевки и перевода ее в статус «Оплачено» — достаточность финансовых гарантий. После внесения информации в систему турист с помощью определенных идентификаторов может проверить статус по путевке в системе.

В рамках второй очереди создания системы был разработан комплекс информационной безопасности, обеспечивающий защиту персональных данных в соответствии с законодательством РФ, а также всеми действующими нормативами и регламентами, регулирующими данную область.

Основные пользователи системы ЭП на сегодня — Ростуризм, туроператоры и туристы. За Ростуризмом закреплено право управлять правами пользователей всех категорий, отслеживать активность деятельности туроператоров/турагентов и формировать аналитическую отчетность. Кроме того, в Ростуризме будут работать с уведомлениями и обращениями.

Опишите, пожалуйста, пошагово процесс создания ЭП для туроператора и турагента?

— Процесс создания «Электронной путевки» для туроператоров и турагентов в целом ничем не отличается от обычной процедуры занесения данных при оформлении тура. Туроператор предоставляет турагенту права на внесение электронных путевок в систему от своего имени. В настоящий момент существует два варианта занесения данных в систему для выпуска электронной путевки: ручной ввод данных через веб-интерфейс и в автоматическом режиме с использованием веб-сервисов. При ручном вводе данных оператор последовательно заносит основные условия договора о реализации туристического продукта (общие сведения о туре, информацию о заказчике тура, основные параметры договора, данные о туристах и услугах, включенных в тур). При использовании веб-сервисов данная информация передается в систему с помощью XML-сообщений. Впоследствии введенная информация о туре может быть отредактирована.

Что конкретно изменится для туриста (туроператора, турагента) при покупке тура? Если турист покупает у турагента только отель или только билет, будет ли заводиться ЭП?

— Внедрение единой информационной системы не предполагает изменение порядка реализации туристического продукта для участников процесса. После заведения туроператором или турагентом электронной путевки по проданному туру турист получает специальную квитанцию (личную электронную путевку) и может проверить ее статус в системе, через интернет.

Что касается частичной покупки туристом тура, то в соответствии с действующим законодательством продажа только отеля или только билета не является туристическим продуктом и в систему «Электронная путевка» заноситься не будет.

Какое оборудование и программное обеспечение нужно для работы в системе электронной путевки?

— В настоящее время в тестировании системы принимают участие около 100 туроператоров. Для использования веб-интерфейса системы дополнительного оборудования и ПО, кроме стандартных средств — компьютера и браузера — не требуется. При работе с системой через веб-сервисы требуется наличие инженера-программиста, знакомого с технологиями XML и SOAP.

Для регистрации в системе и отправки данных необходимо наличие квалифицированной электронно-цифровой подписи. Процедура получения ЭЦП занимает несколько минут, и никаких проблем с этим возникнуть не должно.

Во сколько обошлось создание «Электронной путевки»?

— На создание единой информационной системы «Электронная путевка» изначально государство планировало выделить порядка 600 млн рублей. Затем произошло секвестирование бюджета до 540 млн рублей: по 180 млн рублей на каждую новую очередь проекта. Таким образом, на каждый этап проекта Ростуризм объявлял тендер на 180 млн рублей. В рамках госторогов, как это часто бывает, компании-участники тендера предлагают свои условия выполнения работ. В частности, предложения «Астерос» были признаны в наибольшей степени соответствующими критериям заказчика в рамках комплексной оценки предложений в соответствии с требованиями конкурса.

Стоимость первого этапа работ, стартовавшего в 2015 году, составила около 152 млн руб. Весной 2016 года Ростуризм объявил новый тендер, победителем вновь стала группа «Астерос». Стоимость второго этапа — 162 млн рублей. В январе 2017 года «Астерос» одержал победу в конкурсе Ростуризма на создание ИС «Электронная путевка» третьей очереди. Сумма предложения «Астерос» — 165 млн рублей. Таким образом, на текущий момент экономия составила порядка 60 млн рублей суммарно за три этапа.

Будет ли использование ЭП платным для туроператоров, турагентов, туристов?

— На данный момент могу сказать, что нормативно-правовые акты, регулирующие процессы эксплуатации ИС ЭП, находятся в процессе согласования и активно обсуждаются туристическим сообществом, окончательное решение еще не принято.

Возврат к списку

Твитнуть

Спасибо за интерес к группе «Астерос»! Чтобы мы могли предоставить вам информацию по теме «Разработчик «Электронной путевки»: «Внедрение системы многократно повысит прозрачность туристического бизнеса»», заполните, пожалуйста, поля «E-mail» или «Телефон».