+ развернуть текст
Стенограмма
Пилот должен верить штурману как самому себе – это необходимое условие успешной гонки. Поэтому главное, что нужно сделать членам экипажа, если они впервые выступают вместе, – найти общий язык, которым они будут описывать спецучастки трассы в стенограмме маршрута.
«На тренировках выяснилось, что у нас с пилотом разные системы описания дороги. У него поворот «на единичку» означает практически разворот на 180 градусов, у меня – плавный изгиб трассы, который можно пройти на максимальной скорости. Мы несколько часов потратили на то, чтобы сформировать и отработать единый подход к написанию стенограммы. Я продолжаю тренироваться дома: регулярно смотрю видеозаписи прохождения какого-нибудь спецучастка с отключенным звуком и записываю стенограмму, а потом проверяю себя», – комментирует Ольга.
Накануне ралли «Ростов Великий» экипаж сможет совершить три проезда по трассе. В первый заезд пилот будет надиктовывать стенограмму штурману. В описание дороги включается все: повороты, длины прямых участков, трамплины, подбросы, броды, камни, состояние дорожного покрытия и т.д. В остальные два прогона штурман будет читать пилоту записанное и таким образом проверять стенограмму. Такая подготовка поможет экипажу пройти трассу на максимальной скорости. Благодаря точно прописанной и тщательно проверенной стенограмме пилот сможет безоговорочно верить указаниям штурмана, а тот, в свою очередь, принимать взвешенные решения в экстренной ситуации.
Оборудование
Часть тренировок экипаж Ольги Дунаевской посвятил знакомству с «рабочим местом» экипажа. Особое внимание во время подготовки к ралли спортсмены уделяют подгонке ремней и сидений под пилота и штурмана. Пятиточечные ремни и анатомические кресла надежно фиксируют спортсменов – во время гонки пилоты могут пошевелить только руками и ногами. Правда, штурман обладает чуть большей свободой действий.
Во время «технических» тренировок Ольга также осваивалась со всем оборудованием, с которым ей придется работать на трассе. Для штурмана это, в первую очередь, датчики скорости, расстояния, времени.
«Иногда пилоту в пылу азарта сложно принимать некоторые решения. Например, экипаж заехал на спецучасток, и пробило колесо. В этом случае именно штурман по своим приборам оценивает уже пройденное расстояние, сравнивает его с длиной всего участка и принимает решение: остановиться для замены колеса (а это серьезная потеря времени) или продолжить путь до контрольной точки, если она уже близка», – поясняет Ольга Дунаевская.
Медицинская справка и страховка
Проблем со страховкой ни у пилотов, ни у штурманов не возникает. Дело в том, что к гонкам допускаются только спортсмены с определенной лицензией, которая уже включает в себя страхование жизни членов экипажа.
А вот с медицинской справкой придется повозиться. Принять участие в соревнованиях уровня Кубка России и выше могут только спортсмены, имеющие специальный медицинский допуск к ним, выданный во врачебно-физкультурном диспансере.
«Во время гонки экипаж находится в весьма экстремальных условиях. Летом ралли проходит в 30-градусную жару. И пилот, и штурман одеты в несгораемые костюмы. Окна машины плотно закрываются, чтобы песок не залетал в салон. Плюс для снижения веса машины, а также нагрузки на двигатель и генератор из нее убирается кондиционер. В общем, в какие-то моменты в салоне наступает самое настоящее пекло. Добавьте к этому колоссальные физические нагрузки. Очевидно, что и пилот, и штурман, кроме крепких нервов, должны иметь и крепкое здоровье», – резюмирует Ольга.
Дойти до финиша на авторалли – уже победа. Каждому экипажу она стоит больших усилий. И хотя профессионализм и уровень технической подготовки команды являются главными факторами успеха, на трассе есть место и простому везению. Поэтому: Оля, удачи!