Интернет вещей на взлете

Iot.ru

26 сентября 2016г.

Согласно данным компании SITA, аэропорты по всему миру по итогам 2015 года вложили в информационные технологии почти $8,7 млрд. Это почти 6,25% от прогнозируемой выручки аэропортов в 2015 году. Опрошенные SITA и Международным советом аэропортов (ACI) ИТ-специалисты из 223 воздушных гавань мира, сообщили, что размер инвестиций в ИТ в 2016 году может вырасти на 64%. Воздушные гавани намерены инвестировать в Интернет вещей, автоматизацию и биометрические технологии.

Интернет вещей сделает аэропорты умными

Большинство опрошенных SITA респондентов — операторов аэропортов, сообщили, что будут стремиться развивать концепцию умных аэропортов в перспективе ближайших трех лет. Для этого они намерены использовать датчики, связывающие людей и физические объекты, и возможности баз данных.

Мэтью Серфонтейн (Matthys Serfontein), вице-президент SITA по решениям для аэропортов, тогда отмечал, что аэропорты все чаще внедряют технологии радиомаяков (beacons) для навигации и системы самообслуживания.

«Уже очень скоро может стать обыденным явлением получение данных о прогнозируемом времени ожидания в очередях на пунктах контроля или о длительности пешей прогулки до выхода на посадку. Будущее аэропортов, безусловно, за Интернетом вещей, преимуществами которого хотят пользоваться все большее количество пассажиров, путешествующих с мобильными устройствами», — рассказал Серфонтейн.

К 2018 году 80% аэропортов будут использовать радиомаяки для предоставления услуг навигации и 74% — для информирования пассажиров. Так, 91% аэропортов планируют разработать мобильные приложения для навигации по терминалам и 83% — приложения для онлайн-информирования пассажиров в день вылета, например, о дорожной обстановке или об очередях в терминале. Кроме того, в 2014 году киоски для самостоятельной регистрации располагались в 75% аэропортов, а сейчас — повсеместно. 42% аэропортов уже сегодня внедрили киоски для самостоятельной печати багажных бирок.

К 2018 году 16% авиаперевозчиков планируют реализацию обширных программ в сфере Интернета вещей и еще 41% собирается заняться исследованиями и разработками в этом направлении. Это следует из опубликованного SITA в июне 2015 года «Обзора тенденций внедрения ИТ-технологий в авиакомпаниях». Большинство авиакомпаний (86%) ожидают, что в ближайшие три года Интернет вещей создаст очевидные преимущества для авиаиндустрии. Более трети авиакомпаний (37%) уже имеют бюджеты на разработку решений для Интернета вещей. Основные усилия планируется сконцентрировать на совершенствовании процедур регистрации на рейс, сдачи и получения багажа.

Интернет вещей для пассажиров, персонала и техники

Все большее количество элементов физической инфраструктуры аэропортов имеет выход в Интернет. Это — здания, тележки, буксиры, различное оборудование, зарегистрированный багаж путешественников: иными словами, все то, что может менять свой статус. Частью Интернета вещей могут стать также сотрудники аэропортов, обслуживающих организаций и пассажиры. Как поясняют в SITA, это стало возможным благодаря тому, что 83% пассажиров путешествуют со смартфонами и до вылета постоянно используют Интернет.

Радиомаяки

Согласно опросам SITA, к 2018 году 57% авиакомпаний уже будут использовать радиомаяки для обеспечения работы навигационных приложений, помогающих пассажирам легко ориентироваться в незнакомом аэропорту.

Радиомаяки позволяют людям, находящихся в больших зданиях, легко ориентироваться в пространстве. Спутниковая навигация в зданиях не всегда точна ввиду затруднительного приема, к тому же не может показать конкретных объектов (стойки регистрации, фуд-зоны и т. д.). Для организации системы навигации с помощью маячков, как правило, используется Bluetooth. Каждый такой подключенный датчик устанавливается в определенном месте. В основном расстояние от одного радиомаяка до другого не превышает 25 метров. Пользователь скачивает специальное приложение для этого здания на свой смартфон или планшет. Приложение синхронизируется с датчиками, то есть соотносит положение человека с ближайшим к нему радиомаяком. В результате на экране мобильного устройства пользователь видит, где он находится.

Только 9% авиакомпаний используют или тестируют радиомаяки, но уже к 2018 году их доля может вырасти до 44%, прогнозирует SITA. По мнению экспертов организации, радиомаяки станут первыми устройствами, которые будут широко применяться в рамках IoT-концепции аэропортов. В SITA отмечают, что наибольшее применение эти устройства получат в сфере предоставления багажных услуг. Планируется, что маячки будут задействованы на стойках регистрации, сдачи багажа и в зоне багажной карусели.

Геопространственная информация

Исследование SITA, проведенное в 2015 году, показало, что благодаря радиомаякам, сигналам сотовой связи и т. д. аэропорты планируют развивать использование геопространственной информации. Это необходимо для управления багажом, своевременном оповещении пассажиров об изменении номеров выходов к самолету и иных оповещений. Для этого достаточно мобильного приложения, которое будет анализировать местонахождение пассажира по радиомаякам. Так, в 2015 году порядка 60% авиакомпаний имели собственные приложения для смартфонов, которые оповещали пассажиров о текущих статусах рейсов. К 2018 году доля перевозчиков, предлагающих мобильные приложения, превысит 96%.

Аэропорты сейчас применяют не просто IoT и технологии транспортной телематики для мониторинга транспорта и спецтехники, а решают с помощью Интернета вещей несколько задач, поясняет Светлана Хадонова, директор по маркетингу навигационного холдинга СпейсТим.

Система дистанционного мониторинга и управления инженерной инфраструктурой аэропорта обеспечивает круглосуточный онлайн мониторинг и контроль параметров работы инженерных систем аэропорта (водоснабжение, канализация, электроснабжение, теплоснабжение, вентиляция и т. д.). С ее помощью можно определить места аварий с высокой точностью на цифровой карте диспетчера, оперативно управлять в режиме ЧС и ЧП.

Мониторинг багажных тележек с помощью беспроводных меток обеспечивает непрерывный автоматизированный онлайн мониторинг нахождения тележек в аэропорту и вне аэропорта, равномерное распределение тележек по необходимым зонам выгрузки/ погрузки багажа с целью сокращения очередей и освобождения мест прохода.

Система мониторинга исполнителей в аэропорту автоматизирует процесс контроля выполнения задач, поставленных исполнителям, с помощью специальных носимых устройств с ГЛОНАСС отображает в системе мониторинга задачи и статус выполнения задач каждым исполнителем.

Система навигации вне и внутри помещений на основе беспроводных меток, технологий LBS и INDOOR обеспечивает навигацию пассажиров и посетителей аэропорта с помощью удобного мобильного приложения, с виртуальной картой аэропорта с полезными ссылками, позволяет оказывать услуги, основанные на местоположении и т. д.

Российский опыт

Программы по оснащению аэропортов телематическим оборудованием и датчиками Интернета вещей реализуются и в России. В основном они направлены для отслеживания местонахождения транспорта.

Системы мониторинга транспорта интегрируются с другими системами аэропортов

С 2013 года во аэропорту Внуково, чья пропускная способность составляет 8 млн пассажиров в год, применяются технологии автоматизированного спутникового мониторинга транспорта на основе ГЛОНАСС. Для этого Во Внуково внедрена система контроля и мониторинга перемещения воздушных судов и обслуживающей спецтехники на перроне. Технологии мониторинга спецтехники на основе ГЛОНАСС позволяют существенно сократить время наземного обслуживания воздушных судов и минимизировать риск возникновения внештатных ситуаций.

«Как правило, предпосылки применения таких технологий заключаются в необходимости сокращения операционных расходов аэропортов, обеспечения безопасности транспортного комплекса 24×7, оптимизации использования транспорта. Вопросы оптимизации стоят особенно остро в аэропортах, чья пропускная способность составляет несколько миллионов пассажиров в год», — отмечает Светлана Хадонова. — «Кроме того, в федеральном законодательстве закреплена обязанность юридических лиц и обязательные лицензионные требования по оснащению транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS».

СпейсТим совместно с Внуково в рамках проекта выполнили интеграцию системы мониторинга и управления транспортом на основе ГЛОНАСС с ключевыми системами управления аэропортом: INFORM GroundStar (планирование и оперативное управление суточным планом полетов и наземным обслуживанием воздушных судов), подсистемой оценки времени посадки самолетов и их положения на перроне и геоинформационной системой (ГИС).

В комплекс SmartRamp поступает информация из базы данных аэропорта AODB GroundStar (суточный план полетов, данные о расчетном, фактическом времени посадки самолетов), системы RMS GroundStar (планирование и управление наземным обслуживанием рейсов), подсистемы оценки времени посадки и положения воздушных судов на перроне VKOAir и геоинформационной системы. На основании полученных данных SmartRamp позволяет проводить оперативную оценку обстановки на перроне и минимизировать возникновение нештатных ситуаций.

«С помощью специального программного обеспечения диспетчер видит на карте борт самолета, как только он достигает уровня 70 метров от/до земли, в режиме реального времени получает информацию о состоянии самолета, отслеживает спецтранспорт, обслуживающий каждый борт — трап, пассажирские шаттлы, грузовой транспорт и прочее», — комментирует Светлана Хадонова.

Аэропорты автоматизируют процессы управления критически важными системами

Дмитрий Трофимов, заместитель руководителя коммерческой дирекции группы Астерос

Дмитрий Трофимов, заместитель руководителя коммерческой дирекции группы «Астерос»

Другим направлением использования умных решений в авиационной сфере является автоматизация процессов управления критически важными системами аэропортов. Дмитрий Трофимов, заместитель руководителя коммерческой дирекции группы «Астерос», приводит в пример ситуационный центр. Этот объект позволяет осуществлять оперативное управление всеми службами аэропорта: собирает информацию с огромного числа источников, аккумулируя ее в «едином окне».

«В 2015 году был модернизирован оперативный центр аэропорта «Толмачево», в результате в единую точку стекаются данные обо всех происходящих на территории транспортного узла инцидентах и параметрах работы технологических систем. Такой автоматизированный режим работы позволяет повысить безопасность и отказоустойчивость систем и сервисов аэропорта. Компания дополнительно к этим проектам интегрировала в единый комплекс систему контроля и управления доступом, систему оповещения, охранную сигнализации и т. д. на территории «Толмачево», — рассказал Дмитрий Трофимов.

В Шереметьево с помощью телематики снизили расход топлива спецтехники на 30%

Еще один проект был реализован специалистами компании «Аэрофлот» и Omnicomm в аэропорту «Шереметьево». Так, в 2011 году компанией «Аэрофлот» были проведены исследования современных методов и средств по оптимизации затрат на перевозки. В результате исследований приоритетным направлением было выбрано снижение расходов на ГСМ в международном аэропорту. К началу 2013 года системой мониторинга транспорта и контроля расхода топлива Omnicomm было оснащено более 300 транспортных средств автопарка «Аэрофлота», включая установку диспетчерских программ и обучение персонала. Это позволило заказчику сократить расходы на топливо на 30% при сроке окупаемости 3–4 месяца и сэкономить объем вложенных средств более чем в 2 раза за столь короткий промежуток времени.

В Домодедово используют биометрические системы и видеоаналитику

В Домодедово уже используют биометрические данные при проходе сотрудников в контролируемую зону аэропорта. Эта система выступает как дополнительная защита, т. е., например, к месту стоянки воздушных судов может пройти только сотрудник, обладающий соответствующим уровнем доступа, сообщили Iot.ru в пресс-службе аэропорта.

«В стадии проектирования находится проект по использованию биометрических данных при идентификации пассажира на пути до борта самолета. В перспективе пассажир должен будет использовать паспорт только при получении посадочного талона у агента регистрации или киоске самообслуживания. На остальных контрольных точках будет действовать система распознавания лиц», — отметили в пресс-службе «Домодедово».

Аэропорт реализует один из наиболее амбициозных проектов «Киборг». Это формирование системы мониторинга, контроля и анализа потокового видео с камер наблюдения, которые установлены в терминале, и мобильных камер у сотрудников безопасности или сотрудников, работающих на строительных объектах.

«Среди ключевых IT-проектов, планируемых к вводу в 2016—2017 гг., масштабная модернизация системы видеонаблюдения, использующей возможности видеоаналитики для повышения эффективности работы служб безопасности и производственных служб. В рамках реализации проекта будет установлено до 2,5 тыс. цифровых видеокамер высокого разрешения, и система радиолокационных станций с поворотными видеокамерами и тепловизорами, определяющими объекты в любых погодных условиях и в любое время суток», — сообщили в пресс-службе «Домодедово».

IoT ускорит процессы оптимизации работы аэропортов

Оптимизация различных расходов в отрасли авиаперевозок станет драйвером роста рынка в ближайшие два-три года, уверены эксперты. Станислав Емельянов, к примеру, отмечает, что внедрение систем мониторинга транспорта в аэропортах Шереметьево (Москва), Пулково (Санкт-Петербург), Курумча (Самара), Плеханово (Тюмень), Ханты-Мансийска, Сургута, позволило увеличить эффективность работы аэродромных служб и сократить затраты от 20% до 60%.

Еще одним драйвером эксперты называют ужесточение конкуренции.

«Путешествуя, пассажиры так или иначе сравнивают международные транспортные узлы. И если аэропорт действительно комфортный и безопасный, то пассажиры будут предпочитать пользоваться именно им. Сюда добавляется еще и фактор внутренней конкуренции: только в Москве целых три крупных аэропорта, не считая новый „Жуковский“. Применение „умных“ решений способствует развитию как технологической, так и сервисной базы аэропортов, что позволяет наращивать пассажиропоток и нивелирует риск финансовых потерь», — говорит Дмитрий Трофимов.

По его словам, развитию рынка также способствует проведение крупных событий федерального и международного уровней. Зарубежные туристы могут оценить качество обслуживания в аэропортах и затем примут решение, стоит ли возвращаться в эту воздушную гавань или выбрать более комфортную.

Аэропорты в ближайшие два-три года обратят внимание на создание единой комплексной системы мониторинга и управления аэропортом, прогнозирует Светлана Хадонова. По словам эксперта, все активы будут доступны в одном ГИС сервисе.

«Применение новейших технологий 2D/3D indoor & outdoor карт, геокодирование, удобная и наглядная оцифровка объектов также обеспечит большую степень комфорта для пассажиров и персонала. Стоит также ожидать реализации проектов дополнительных геоинформационных сервисов: Utilities management, Luggage management, Personnel management, Indoor Navigation, Location Based Services (LBS) and Location Based Advertising (LBA)», — полагает она.

Кроме того, потенциал сохраняется и у биометрических систем ввиду регулярно усиливающихся требований государства к безопасности и организации пассажирских перевозок. Дмитрий Трофимов отмечает, что новейшие технологии сейчас только начинают применяться на стратегических объектах, в т. ч. аэропортах. Его компания сейчас совместно с крупнейшим воздушным хабом страны прорабатывают проект внедрения системы распознавания лиц.

Возврат к списку

Твитнуть

Спасибо за интерес к группе «Астерос»! Чтобы мы могли предоставить вам информацию по теме «Интернет вещей на взлете», заполните, пожалуйста, поля «E-mail» или «Телефон».