Михаил Эренбург: Оперативная поддержка бизнеса стала потреблять более 60-65% бюджетов

CNews

14 июля 2010г.

CNews: Какие тенденции доминировали на российском рынке ИТ в 2009 году?

Михаил Эренбург: В 2009 году ИТ-индустрия, как и другие отрасли, испытывала сильное давление. Уменьшилось число проектов в области системной интеграции (традиционно это наибольшая доля в структуре рынка ИТ-услуг), внедрения бизнес-приложений и ИТ-косалтинга. Но некоторые направления чувствовали себя уверенно – это услуги в области безопасности, внедрение отдельных функций управления ИТ-инфраструктурой, виртуализация, ИТ-аутсорсинг.

Серьезное влияние на рынок оказала обострившаяся конкуренция. К примеру, число инфраструктурных проектов серьезно сократилось и участие в одном тендере больше 15-20 компаний стало нормой. Это в свою очередь привело к давлению на цены ИТ-поставщиков и их прибыль. ИТ-компании стали искать пути снижения себестоимости своих услуг, чтобы сохранить конкурентоспособность. В частности, ИТ-игроки впервые за последние 10-15 лет стали очень серьезно прорабатывать экономическое обоснование предлагаемых решений.

CNews: Как изменилась структура ИТ-затрат отечественного бизнеса в 2009 году, по вашим наблюдениям?

Михаил Эренбург: Заказчики быстро переориентировались на текущую поддержку бизнеса, сосредоточив на этом основные усилия и финансовые ресурсы. Оперативная поддержка бизнеса стала потреблять более 60-65% бюджетов. Проекты по внедрению инноваций и модернизации по сравнению с докризисной ситуацией заметно сократились.

Системы безопасности, ИТ-инфраструктура, телекоммуникационные решения и ИТ-аутсорсинг – лидеры по востребованности среди клиентов. Именно эти сегменты были названы наиболее вероятными для финансирования в 2009-2010 нашими клиентами при проведении опроса в конце 2009 года. В то же время услуги консалтинга, внедрения ERP-систем заказчики отметили как наименее интересные.

CNews: Многие игроки рынка ИТ в начале кризиса делали ставку на госзаказчиков. В какой степени эти ожидания оправдались, по вашей оценке?

Михаил Эренбург: Госсектор тоже испытывал сложности с финансированием. Под нож попали бюджеты большинства ведомств, и расходы на автоматизацию сократилось от 20 до 40%. В тоже время, кризис не остановил реализацию социально значимых программ и проектов, например, в сфере здравоохранения, обороны и пр. Инвестиции в подобные инициативы не только не уменьшилось, а по отдельным проектам даже выросли. Более того, в этот период власть проявляла огромный интерес к созданию информационного общества и предоставления госуслуг в электронном виде.

Госсектор остается одним из крупных и стабильных потребителей ИТ в России. И любое более или заметное колебание спроса на ИТ со стороны госсектора отражается на нашем рынке.

CNews: С наступлением кризиса заказчики пересмотрели свои планы в отношении аутсорсинга и инсорсинга, выбирая более приемлемый для себя вариант. Изменился ли в результате спрос отечественных компаний на аутсорсинг, по вашим наблюдениям?

Михаил Эренбург: По нашей оценке в 2009 году рынок ИТ-аутсорсинга увеличился на 10%. Кризис заставил посмотреть на ведение бизнеса новыми глазами и, в том числе - иначе взглянуть на аутсорсинг. Многие компании оказались в очень жестких условиях: с одной стороны сократились бюджеты, штат ИТ-персонала, с другой – требования к качеству ИТ-услуг остались на прежнем уровне. Аутсорсинг ИТ стал вынужденной мерой для бизнеса.

Целый пул клиентов стали искать новые способы оптимизации своих активов, процессов управления и с этой точки зрения увидели огромный потенциал в аутсорсинге ИТ. Аутсорсинг как раз дает тот эффект, который так ждет бизнес сегодня – оптимальное использование ресурсов здесь и сейчас.

В прошлом году наша компания начала работать сразу над двумя крупными долгосрочными аутсорсинговыми проектами в МРСК Сибири и Сбербанке. И в целом число запросов по этому направлению увеличилось. Направление ИТ-аутсорсинга в нашей компании в прошедшем году показало фантастический рост, увеличившись более чем на 40%.

CNews: В какой степени кризис повысил уровень доверия между заказчиками и ИТ-подрядчиками – в условиях дефицита бюджетов на ИТ? Какие новые финансовые модели взаимоотношений с заказчиками появились у вашей компании в 2008-2009 гг.?

Михаил Эренбург: В кризис сократились бюджеты на ИТ, но потребность компаний в инновациях осталась на прежнем уровне. Ведь в условиях неблагоприятной рыночной конъюнктуры бизнес не отказывался от развития в перспективе. Наша компания одна из первых разработала и предложила клиентам такую финансовую форму сотрудничества, которая сделала возможным старт крупных ИТ-проектов и не обременяла бы заказчиков крупными единовременными затратами.

Модель очень проста. Лизинговая компания предоставляет нам сумму, необходимую для реализации проекта. Заказчик каждый месяц выплачивает нашей компании аннуитетные платежи в течение 3-5 лет, которые в итоге составляют итоговую стоимость проекта.

Первым из наших клиентов этой финансовой моделью воспользовался аэропорт Шереметьево. Одно из самых главных преимуществ этой схемы в том, что Международный аэропорт Шереметьево получил полностью работоспособный терминал в рассрочку на 5 лет. Заказчик уже сейчас может развивать свой бизнес, оказывая услуги регистрации пассажиров, багажа и пр., и погашать стоимость проекта из прибыли. Большой плюс для клиента также в уменьшении капитальных затрат.

CNews: Год назад в интервью CNews вы анонсировали планы по укреплению команды путем привлечения высококвалифицированных профессионалов, а также о своем интересе к сделкам M&A. В какой степени эти планы удалось реализовать в 2009 году?

Михаил Эренбург: С самого начала кризиса в 2008 году усиление команды было одним из векторов нашей стратегии. Мы сделали ставку на привлечение специалистов как на один из факторов, который поможет сделать компании прорыв на выходе из кризиса. В 2009 году в «Астерос» с нуля была создана практика внедрения бизнес-приложений, которая сегодня успешно развивает направления SAP и Oracle. Увеличение штата компании также произошло и за счет активного развития бизнеса по направлению ИТ-аутсорсинга. К примеру, по аутсорсинговому контракту с МРСК Сибири в штат нашей компании по модели аутстаффинга перешли специалисты компании-заказчика.

В любом случае в прошедший год был для нашей компании выдающимся. Вопреки негативному сценарию развития событий на рынке бизнес «Астерос» вырос на 10%.

CNews: Каким направлениям бизнеса было уделено приоритетное внимание вашей компании в 2009 г.? Каковы ваши стратегические приоритеты на ближайший год?

Михаил Эренбург: В перспективе мы продолжим развитие направлений ИТ-аутсорсинга, консалтинга и бизнес-приложений. Как показывает общий тренд восстановления рынка, мы избрали правильную стратегию. В посткризисный период эти сегмента ожидает рост. Это поможет нам органично растить экспертизу и укреплять позицию в выбранных нами сегментах вместе с ростом рынка.

CNews: Спасибо.

Возврат к списку


Спасибо за интерес к группе «Астерос»! Чтобы мы могли предоставить вам информацию по теме «Михаил Эренбург: Оперативная поддержка бизнеса стала потреблять более 60-65% бюджетов», заполните, пожалуйста, поля «E-mail» или «Телефон».