После кризиса IT-рынок стал более мудрым

BFM.ru

08 декабря 2010г.

Прошедший год был не простым для российского IT-рынка – многим компаниям пришлось заниматься восстановлением и оптимизацией своего бизнеса, так или иначе пострадавшего во время кризиса

Прошедший 2010 год был не простым для российского IT-рынка – многим компаниям пришлось заниматься восстановлением и оптимизацией своего бизнеса, так или иначе пострадавшего во время кризиса. При этом у крупных игроков нет единого мнения о том, насколько восстановился IT-рынок после тяжелых для него 2008-2009 годов. Одни считают, что это все же произошло, другие - что он находится еще в процессе восстановления. О современном послекризисном состоянии российского IT-рынка, а также о послекризисном «облике» заказчиков BFM.ru рассказали руководители и топ-менеджеры российских системных интеграторов: «АйТи», «Ай-Теко»,  «Астерос», ИВК, IBS, «Крок», «Ланит», «Микротест» и Softline.

Генеральный директор компании «АйТи» Тагир Яппаров:

В 2010 году наблюдался переход российского рынка от спада к росту. Понятно, что рост этот был не столь значительным как в предкризисные годы, ведь заказчики планировали IT-расходы еще в кризисном 2009-м. Как и предполагалось, в 2010 году сыграл фактор отложенного спроса и направления IT-бизнеса, наиболее "просевшие" в период кризиса, сейчас довольно быстро восстанавливаются. К таковым можно отнести консалтинг, закупки оборудования и ПО. При этом рынки, падение которых было менее заметно, например, сервисные сегменты, росли не такими высокими темпами, но рост, безусловно, имел место быть. Что касается изменений предпочтений заказчиков, то главной тенденцией года стал рост интереса к решениям, обеспечивающим гибкость управления бизнес-процессами на основе ЕСМ-технологий (СЭД, электронные хранилища данных, инструменты бизнес-аналитики, решения web 2.0 и др.), а также предлагающим альтернативные традиционным моделям в области IT-инфраструктуры: виртуализация, облачные технологии, СПО. Наиболее активно себя в 2010 году проявляли банки, телеком и нефтегаз, госзаказчики были более скромными, но все равно заметными, а вот предприятия обрабатывающей отрасли проявляли малую активность, используя свои IT-бюджеты в основном на поддержку существующей ИКТ-инфраструктуры.

Директор по продажам компании «Ай-Теко» Григорий Попов:

Говорить о том, что IT-рынок полностью восстановился, пока преждевременно. По крайней мере, не до уровня 2008 года. Однако за 2010 год рынок заметно стабилизировался и начал показывать положительную динамику. По некоторым направлениям мы увидели существенный рост. В частности, спрос на услуги по размещению мощностей в коммерческом дата-центре «ТрастИнфо» вырос в несколько раз. Отчасти это уроки лета - из-за жары не все ЦОДы смогли обеспечить нужный уровень доступности ресурсов и непрерывности бизнес-процессов, и теперь заказчики ищут новых поставщиков, проводят тендеры. С другой стороны, многие компании поняли, что их собственные серверные помещения и ЦОДы могут второго такого лета не выдержать. Поэтому они также ищут резервную площадку для размещения своих мощностей. Рынок заметно помудрел: и мы, и наши заказчики стали гораздо более зрелыми и сильными, как это всегда бывает после испытаний. Подход к информатизации бизнеса стал более осмысленными и проработанным. Сегодня клиенты стремятся получить бо́льшую отдачу от имеющейся инфраструктуры и вместо того, чтобы закупать новые серверы, стараются внедрять решения по виртуализации. Поэтому больше приобретается программного обеспечения и услуг, связанных с оптимизацией использования уже имеющегося оборудования, и меньше – «железа». Кстати, оптимизация соотношения CAPEX/OPEX, то есть рост интереса заказчиков к приобретению услуги, а не к покупке коробочного решения или лицензий ПО, является общемировой тенденцией. В России по мере взросления нашего рынка эта тенденция будет усиливаться. Также растет интерес заказчиков к решениям на основе ПО с открытым кодом. Один за другим производители программного обеспечения анонсируют стандартные решения класса SaaS (программное обеспечение как услуга). Мы активно сотрудничаем с ними: например, в этом году «Ай-Теко» первой начала распространять ПО Symantec по такой схеме, и это только начало.

Президент  группы «Астерос»  Михаил Эренбург:

По нашим оценкам, IT-рынок начал постепенно возвращаться к докризисным показателям. Значительного прорыва, как и ожидалось, не произошло, но положительная динамика наблюдается во всех сегментах. Более уверенным на фоне незначительного роста объемов продаж ПО и оборудования выглядит сектор IT-услуг, который в 2010 году вырос почти на 10%. При этом кризис изменил традиционный вектор спроса. К примеру, флагманом роста рынка IT-услуг стал IT-аутсорсинг, этот сегмент вырос на 10-15%. Более умеренный рост наблюдается в сфере системной интеграции и внедрения бизнес-приложений. Доля IT-консалтинга существенно не изменилась и по итогам 2010 года осталась на уровне предыдущего года. Серьезный рост в 8-10% показал сегмент информационной безопасности. Если говорить об  «Астерос» , то год мы завершаем с достаточно высокими показателями роста бизнеса. Уже сейчас объем заключенных контрактов по сравнению с данными прошлого года увеличился более чем на 50%, а суммарная стоимость контрактов в реализации превышает 500 миллионов долларов. Стоит учитывать, что кризис изменил мировоззрение заказчиков. Они стали более осторожно и тщательно подходить к выбору внедряемых решений, выдвигая на первый план эффективность IT и быструю окупаемость проектов. Топ-менеджеры крупных компаний хотят понимать, какие именно вопросы требуют первоочередного внимания и финансовых вложений, как быстро окупятся IT-решения и нужны ли они в принципе. От массовой автоматизации бизнес-процессов фокус сместился в сторону последовательной поэтапной реализации IT-проектов.

Генеральный директор компании ИВК Григорий Сизоненко:

 Мне трудно говорить обо всей российской экономике. Опираясь на опыт нашей компании, я хочу особо отметить, что в IT-отрасли имеется огромная ниша, которой кризис вообще не коснулся. Это – работа с госзаказчиками. В частности, все проекты, в которых работает ИВК, финансировались вовремя и без сбоев. Интеграторы, ориентированные на коммерческих заказчиков, оказались, как известно, в совершенно иных условиях. В то же время кризис изменил самих заказчиков. На мой взгляд, в лучшую сторону. Главное: они стали гораздо более требовательными к полноте и точности выполнения обязательств по контрактам, у них появился интерес к отечественным разработкам. Последнее – важное изменение, хотя его эффект может быть только отсроченным. Отсутствие такого интереса в последние десятилетия привело к тому, что сегодня в России лишь единичные компании поставляют на рынок созданные ими системообразующие продукты, способные по уровню технологий конкурировать с западными разработками. А основная масса высококвалифицированных специалистов превратилась в настройщиков систем, созданных зарубежными компаниями. Конечно, для этого тоже нужны знания и квалификация, но они не идут ни в какое сравнение с тем, что нужно для создания таких систем.

Генеральный директор IBS Сергей Мацоцкий:

Рост IT-рынка в 2010 году был довольно слабым, и пока рано говорить о том, что мы вышли на докризисный уровень. В прошедшем году рынок пребывал в состоянии стабилизации/стагнации, которое, впрочем, вполне объяснимо: планируя IT-бюджеты 2010 года, заказчики проявляли очень большую осторожность. Сейчас уверенности в завтрашнем дне прибавилось, так что есть надежда, что IT-бюджеты в 2011 году увеличатся. Тем компаниям, которые с начала кризиса сильно ограничивали инвестиции в IT, придется наверстывать упущенное, вкладываясь в развитие систем и обновление IT-инфраструктуры. Что касается влияния кризиса на запросы клиентов, мы не видим здесь серьезных изменений. Действительно, сократилась средняя стоимость проекта - компании стали более жестко ограничивать рамки проекта и контролировать стоимость работ, проводить больше конкурсов для поиска оптимальных цен. Крупные проекты заказчики стали разбивать на отдельные этапы, чтобы лучше контролировать затраты и отслеживать достигнутый результат. Однако если говорить о структуре спроса со стороны клиентов, то она практически не изменилась. Стабильный спрос был и в сегменте внедрения бизнес-приложений, и в системной интеграции, и в управленческом консалтинге. Из важных тенденций можно отметить существенный рост спроса на услуги в области внедрения систем управления персоналом.

Генеральный директор компании «Крок» Борис Бобровников:

Россия восстанавливается тяжело, так как структурных или каких-то других кардинальных изменений в экономике и политике не произошло. Но при этом IT-рынок заметно оживился. Кризис подстегнул всех, и особенно активизировались те, кто находится в конкурентном бизнесе, а это хотя бы половина экономики страны. Их интересуют конкурентные преимущества, которые достигаются благодаря разумным инвестициям в IT: повышение управляемости, мобильности бизнеса, оперативности принятия решений, получения финансовой информации. Стали актуальны замороженные в кризис проекты, стартовали новые. Скажем, нашей компанией за год было реализовано порядка 1500 проектов, и мы предполагаем, что по сравнению с предыдущим годом IT-рынок вырастет на 10-15%, а оборот «Крока» на 15-20%. Если смотреть по отраслям, то наиболее активны в первую очередь финансовый и телекоммуникационный сегменты, сети розничной торговли. В целом заказчик повернул вектор развития своих информационных систем в сторону проектов с большей отдачей, с обозримым по срокам эффектом. Это либо краткосрочные проекты, либо проекты, где эффективность заметна уже во время реализации. Четко наметился тренд перехода на аутсорсинг и, я уверен, он сохранится в будущем. Кстати, мы уже в начале года предложили нашим заказчикам услуги облачных вычислений, в прошлом – аутсорсинг ЦОД, и продолжаем двигаться в этом направлении: запускаем «демо-облако», которым любая компания может воспользоваться в пробном режиме.

Президента группы компаний «Ланит» Георгий Генс:

Восстановление IT-рынка произошло, причем достаточно равномерное практически по всем сегментам. Но это пока не вызывает какого-то особенного оптимизма. Надо учитывать, что до кризиса наблюдался быстрый рост, а с конца 2008 года началось серьезное падение. То, что мы видим сейчас, это именно восстановление к докризисным уровням или чуть выше, но никак не выход на прежнюю траекторию уверенного роста. Да и в структуре российской экономики IT-рынок по-прежнему занимает достаточно скромное место. Что касается заказчиков, то они, на мой взгляд, стали более требовательными. Изменился подход к внедрению информационных систем: решения принимаются более осознанно, появилось лучшее понимание возможностей, которые предлагает сфера информационных технологий. Сразу после начала экономического спада многие IT-проекты были приостановлены, но позднее работы по ним возобновились. Заказчики поняли, что информационные системы - это инструмент, который необходим, чтобы выйти из кризиса и развиваться в дальнейшем.

Заместитель генерального директора компании «Микротест» Сергей Бонадысенко:

Восстановление произошло, как минимум, за счет реализации отложенного спроса. Однако госорганизации, промышленность, ритейлеры, телекоммуникационные компании, банки и страховые компании не просто восстанавливали замороженные IT-проекты, а инициировали новые внедрения, находили возможность финансировать комплексные проекты. О том, что экономический рост ощутили компании во всем реальном секторе экономики, свидетельствует равномерное распределение проектов в области финансового планирования, бюджетирования, казначейства по разным отраслям. Заказчики в 2010 году стали более внимательно продумывать результативность и окупаемость проектов, они чаще отдавали предпочтение решениям с высоким ROI и небольшими сроками внедрения.

Директор по продажам компании Softline Виктор Алгазин:

Восстановление экономики, в целом, идет. Это очевидно. К сожалению, не все отрасли показывают рост. Так, например, мы видим активность в госсекторе, нефтегазовой и финансовой сферах. При этом спрос в таких отраслях, как строительство и машиностроение не вышел на докризисный уровень. Если смотреть горизонтальный срез рынка, то самый большой прирост показывает сегмент малого и среднего бизнеса, в то время как корпоративный сегмент остается стабильным, с небольшим приростом. Кризис оставил отпечаток на изменении пула требований заказчика к IT-компании. Если раньше это были минимальные запросы, которые сводились к срокам поставки и цене, то сейчас многие клиенты интересуются дополнительными сервисами, которые может оказывать поставщик в рамках подписываемых контрактов. Это может быть дополнительное обучение, техническая поддержка, возможность разворачивания демо-зон и предпроектов. То есть наблюдается тенденция повышения интереса заказчиков к услугам, которые так или иначе решают вопросы оптимизации расходов на поддержку и разворачивание текущих проектов.

Возврат к списку


Спасибо за интерес к группе «Астерос»! Чтобы мы могли предоставить вам информацию по теме «После кризиса IT-рынок стал более мудрым», заполните, пожалуйста, поля «E-mail» или «Телефон».