Цифровой контроль над ситуацией

Авиатранспортное обозрение

28 декабря 2015г.

Андрей Прозоров, директор по специальным технологиям безопасности группы «Астерос», к. ю. н

Андрей Прозоров, директор по специальным технологиям безопасности группы «Астерос», к. ю. н.

Современные IT-системы способны внести весомый вклад в повышение уровня безопасности полетов.

Bоздушный трафик растет по всему миру ускоренными темпами из года в год. К сожалению, одновременно с увеличением перевозок возрастает и количество авиационных инцидентов. Так, например, ежедневно по всему миру на взлетно-посадочных полосах (ВПП) происходит несколько нештатных ситуаций — в основном речь идет о выезде авиатранспорта за пределы полосы и его отклонении от заданного курса. При этом экипажам воздушных судов приходится работать в аэропорту в напряженном режиме, часто в неблагоприятных погодных условиях, при воздействии различных помех.

Эти данные подтверждают и доклады ICAO: выезды за пределы ВПП являются постоянной проблемой, и их число не уменьшилось за последние 20 лет. С 2008 г. регистрируется около трех случаев в день только в США, когда самолет или другой транспорт выезжают на ВПП по ошибке, что дает примерно 1000 инцидентов в год. Тяжелейшая за всю историю мировой гражданской авиации катастрофа, которая унесла жизни 583 чел., произошла в аэропорту Тенерифе в результате столкновения двух самолетов Boeing 747 на земле, а не в воздухе.

Еще одной проблемой является наличие птиц рядом с аэропортом, которые могут создать помехи воздушному движению или привести к инцидентам, порой с довольно тяжелыми последствиями. Все хорошо помнят аварию с лайнером A320 авиакомпании US Airways в 2009 г., которая произошла из-за попадания птиц в его двигатели. Тогда самолет был вынужден приводниться на Гудзон. Стоит ли говорить, что мониторинг орнитологической обстановки в районе аэропорта и отпугивание птиц с целью исключения помех воздушному движению представляется весьма актуальным.

Чтобы сократить количество нештатных ситуаций на ВПП, следует использовать новейшие технологии, которые позволяют предупредить чрезвычайные происшествия и повысить безопасность воздушных судов во время их руления, взлета, захода на посадку и непосредственно во время посадки.

Видеотехника позволяет распознавать тревожные события без прямого участия оператора.

Видеотепловизионный контроль с функцией видеоаналитики

Существенный вклад в решение названых проблем может внести комбинация видеонаблюдения и тепловидения с функцией видеоаналитики — технологии, использующей методы компьютерного зрения для автоматизированного получения данных на основе анализа последовательности получаемых изображений, поступающих с видео- и тепловизионных камер в режиме реального времени.

В основе программного обеспечения для работы с видео- контентом лежит комплекс алгоритмов машинного зрения, позволяющих вести видеомониторинг и производить анализ данных без прямого участия человека. Это дает возможность распознавать и фиксировать тревожные события и предупреждать чрезвычайные ситуации.

Для повышения надежности механизма слежения в системе видеоаналитики производится автоматическая адаптация алгоритмов распознавания к изменениям освещения и погодных условий.

Эффективный контроль ситуации на ВПП и других объектах аэропорта можно обеспечить благодаря использованию специального комплекса видеотепловизионного контроля (СКТК), который осуществляет передачу, запись и хранение видеоинформации, предупреждение о возможности аварийных ситуаций в момент взлета и посадки воздушного судна (за счет функций видеоаналитики), оперативный запуск систем отпугивания птиц, а также сигнализацию о попытках несанкционированного проникновения на контролируемые участки территории.

В СКТК входит и система оповещения персонала аэропорта о возникновении аварийной (либо чрезвычайной) ситуации. В составе этой системы присутствует модуль управления и технические средства светозвуковой сигнализации, которые подают сигналы тревоги. Кроме того, предусматривается разработка регламента действий персонала в аварийных (чрезвычайных) ситуациях, а также наставлений, инструкций, памяток.

ICAO уделяет особое внимание вопросам безопасности на ВПП.

Комплексный подход

Очевидно, что наибольшего эффекта от различных систем безопасности можно добиться за счет их интеграции на основе специальной программной платформы, которая может быть представлена в виде автоматизированной системы сбора и обработки информации (ССОИ). ССОИ позволяет организовать централизованное управление комплексом систем безопасности, собирать, обрабатывать и хранить получаемые от них данные.

Она состоит из набора программно-аппаратных средств: связи с устройствами, механизма принятия решений, сервера управления базой данных, автоматизированного рабочего места (АРМ) администратора (оператора), специального программного обеспечения, например интеграционной платформы. Одним из примеров таких платформ является Securix — продукт, разработанный инженерами и программистами российской компании «Астерос».

При каждом взлете и посадке воздушного судна формируется протокол событий с отражением в нем информации о типе воздушного судна, авиакомпании, номере рейса, дате, времени (взлета или посадки), а также изображения ВПП, предшествующего ситуации (в том числе от системы видеоанализа), и самой контролируемой ситуации (взлета или посадки). Время хранения протокола события согласовывается с заказчиком.

Платформа Securix универсальна благодаря обобщенным механизмам настройки и управления оборудованием, поставляемым различными производителями, а ее модульная распределенная структура дает возможность сборки ССОИ из различных компонентов: драйверов оборудования, баз данных, интерфейсов различных АРМ и т. п.

Кроме того, распределенная структура системы обеспечивает ее надежность — в случае сбоя в одном из модулей системы, включая ее ядро, остальные модули будут работать так же стабильно, хотя и с ограниченной функциональностью. Securix представляет собой систему с открытой архитектурой и является единственной отечественной разработкой подобного масштаба, проверенной на десятках инсталляций.

Андрей Прозоров

Возврат к списку

Твитнуть

Спасибо за интерес к группе «Астерос»! Чтобы мы могли предоставить вам информацию по теме «Цифровой контроль над ситуацией», заполните, пожалуйста, поля «E-mail» или «Телефон».