Новости

Интервью Владимира Шелепова журналу RUБЕЖ

RUБЕЖ

11 февраля 2016г.

Владимир Шелепов, руководитель дирекции комплексной безопасности группы Астерос

Владимир Шелепов, руководитель дирекции комплексной безопасности группы «Астерос»

Конец 2015 года существенно усилил террористическую угрозу в Европе и мире. Какие превентивные меры с этой точки зрения могут быть полезны в масштабе государства?

— Сегодня терроризм характеризуется возросшей технической оснащенностью, высоким уровнем организации, наличием значительных финансовых средств. Его главная отличительная черта — это размывание границ между международными и внутренними угрозами.

В этих условиях необходимы превентивные меры, и часть из них уже принимается. В частности, совершенствуется законодательство — появляются новые законы и подзаконные нормативные акты, направленные, а борьбу с терроризмом, выполняется программа по укреплению государственной границы России, вводится ограничение или полное прекращение транспортного сообщения между Россией и странами с наивысшим уровнем террористической угрозы и др.

В нашей стране значительные усилия направлены на повышение мер защиты объектов особой важности, транспортной инфраструктуры, промышленных предприятий, учреждений и ведомств, объектов социальной сферы, претворяется в жизнь программа «Безопасный город» и т. д.

Поступали ли к вам обращения о соответствующих консультациях по объектам национальной инфраструктуры? Возможно, вы уже участвуете в каких-либо рабочих группах?

— Да, «Астерос» принимает самое активное участие в решении задач обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, реализует комплексные проекты, направленные на повышение антитеррористической устойчивости различных объектов, в том числе особой важности. Мы являемся членами действующих в России на постоянной основе рабочих групп по транспортной безопасности, по защите спортивных сооружений, в частности, в рамках ЧМ-2018. К слову, деятельность команды «Астерос» в данном направлении положительно отмечена руководством силовых ведомств страны.

Вы участвовали в реализации проекта «Безопасный город Сочи», однако во многом разговоры о безопасных городах остаются разговорами. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Что нужно сделать для налаживания конструктивного диалога между бизнесом и властью?

— Как и многие вещи, требующие инвестиций, вопрос развития «Безопасных городов» упирается в бюджет. БГ — далеко не самая простая система, и сегодня ее стоимость для муниципального бюджета просто неподъемная. Поэтому на практике решаются отдельные подзадачи, например сбор штрафов за неправильную парковку и видеонаблюдение. Комплексный же подход пока остается только в теории.

Привлечение бизнеса в подобные проекты возможно, но только на уровне внедрения отдельных подсистем с быстрой окупаемостью, например та же система сбора штрафов. «Безопасный город» в его «полной версии» бизнес вряд ли заинтересует.

К тому же тормозящими факторами на пути внедрения БГ является цифровое неравенство регионов в части информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, а также хромающее межведомственное взаимодействие, не всегда стандартизированный процесс сотрудничества между госструктурами и поставщиками услуг. На мой взгляд, такую ситуацию можно исправить путем создания государственно-частного партнерства с привлечением городских и региональных администраций, частных инвесторов, телекоммуникационных операторов и системных интеграторов.

В каких регионах РФ наиболее целесообразно внедрять системы типа «Безопасный город»?

— В первую очередь я бы говорил о городах-миллионниках с развитой инфраструктурой и многочисленными организациями и учреждениями, которым такая система была бы полезна.

Мы видим большой потенциал в сотрудничестве с Омской областью, в том числе в реализации проекта «Безопасный город». Первым шагом стало подписание соглашения главой Омской области Виктором Назаровым и председателем правления группы «Астерос» Юрием Бяковым. Сотрудничество предусматривает совместное развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры региона, а именно — инвестирование в строительство регионального дата-центра, который может выполнять функции, объединяющие различные подсистемы «Безопасного города».

Не так давно наши специалисты работали над концепцией внедрения системы «Безопасный город» в Новосибирской области. В качестве пилотной зоны нами были выбраны города Бердск и Абакан, что обусловлено средними размерами их территорий и численностью населения более 100 тыс. человек.

Какой процент в портфеле КСБ «Астерос» составляют проекты на коммерческом рынке и для госструктур?

— Сегодня бОльшая часть наших проектов относится к коммерческому рынку, однако я предполагаю, что в ближайшее время доля государственных заказов будет расти.

Давайте поговорим о спортивной инфраструктуре. Как показывает практика, для системных интеграторов спортивные объекты стали важным источником дохода. Какова цена футбольного праздника с точки зрения безопасности?

— Футбольные праздники бывают разными. Спортивные объекты стали драйвером экономики не только системных интеграторов, но и строительного рынка, и связано это в первую очередь с тем, что Россия стала хозяйкой ряда крупных спортивных мероприятий, которые потребовали существенной модернизации имеющейся инфраструктуры, а зачастую и строительства новой. Сейчас Россия готовится к Чемпионату мира по футболу 2018 года, и это главное футбольное событие в мире. Бюджет праздника с точки зрения безопасности еще до конца не определен, сейчас в приоритете строительство стадионов, но есть еще фан-зоны, транспортная инфраструктура и т. д. Не нужно забывать и о том, что, несмотря на предпринимаемые усилия по импортозамещению, реализовать эту стратегию на сто процентов не получается, а в условиях падающей цены на нефть и роста курса иностранных валют рублевая стоимость импортного оборудования растет.

Одно несомненно: подобные мероприятия привлекают внимание преступных элементов, и предпринимаемые государством усилия по обеспечению безопасности полностью оправданны. Не стоит забывать о том, что Россия дала официальные гарантии безопасности участникам и гостям будущего мундиаля.

Готовы ли сегодня транспортные узлы, в частности аэропорты России, к принятию ЧМ-2018?

— В новейшей истории России состоялось два крупных спортивных мероприятия международного масштаба, в рамках которых проводилась активная модернизация транспортных узлов, в том числе аэропортов, — Универсиада 2013 года в Казани и Олимпийские игры-2014 в Сочи. Причем аэропорт Сочи не только расширился, но и приобрел новый VIP-терминал. Над инфраструктурой этих авиаобъектов работала команда «Астерос». Например, в строящемся терминале в течение одного месяца мы спроектировали и развернули телекоммуникационную инфраструктуру, которая полностью соответствует требованиям ФСО, инженерную и систему безопасности, включая технические средства охраны и системы противопожарной защиты.

Безусловно, Казанский международный аэропорт, аэропорты московского авиационного узла, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и, конечно, Сочи в полной мере соответствуют требованиям международных норм в области авиационной безопасности и готовы к приему участников и гостей ЧМ-2018.

А остальные аэропорты? Мы же говорим об 11 городах, которые примут мундиаль.

— Все верно. На остальных объектах полным ходом идет модернизация: «воздушные ворота», которым предстоит принять участников и гостей ЧМ-2018, перестраиваются, ведется их глобальное технологическое оснащение, создается современная инженерная инфраструктура, увеличивается пропускная способность. И, конечно, на фоне всеобщей «технологической гонки» применяются самые современные средства комплексной безопасности. Среди таких объектов — аэропорты в Ростове-на-Дону, Саранске и ряде других городов.

Каковы особенности обеспечения авиационной безопасности, если речь не о потенциальной угрозе терроризма, одинаково опасной для всех объектов массового скопления людей?

— Особенность обеспечения авиабезопасности заключается в том, что она реализуется на ограниченных по площади объектах массового скопления людей, которые довольно длительное время находятся в близком контакте, например, в зале ожидания, ресторане аэропорта, на борту воздушного судна. При этом в случае возникновения каких-либо чрезвычайных ситуаций (а на объектах повышенной опасности даже бытовой конфликт может привести к серьезным негативным последствиям) людям просто некуда разойтись, невозможно изолировать себя от возникших неудобств, например пьяного дебоша на борту авиалайнера, курения в туалете и т. п.

Поэтому службе авиационной безопасности на таких объектах, помимо противодействия терроризму, приходится решать задачи предупреждения любых других чрезвычайных ситуаций, в том числе с применением специальных технических средств исключать несанкционированный пронос на борт воздушного судна оружия, колюще-режущих предметов, спиртных напитков, отравляющих, ядовитых сильнодействующих веществ, наркотических средств и прочего.

Важной является и задача препятствия проходу лиц в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, лиц, намеревающихся осуществить противоправные действия. Это успешно решается с помощью специальных автоматизированных систем профайлинга.

В условиях распространения опасных инфекционных и вирусных заболеваний необходимо применять соответствующие меры. Для этих целей в настоящее время используется специальная техника, которая в оперативном порядке выявляет лиц с повышенной температурой тела, детектирует опасные биологические материалы, обрабатывает помещения с целью подавления угроз.

А что касается комплексной безопасности спортивных объектов — какие сложности могут возникнуть здесь? Можете привести пример самого сложного в реализации проекта?

— Например, обеспечение комплексной безопасности территории и самого стадиона «Лужники» при подготовке к ЧМ-2018 очевидно будет беспрецедентным по сложности. Ни для кого не секрет, что «Лужники» — важнейший объект предстоящего мундиаля, который примет церемонии открытия и закрытия. Обеспечение безопасности стадиона, помимо самой «чаши», охватывает более чем 90 объектов временной и постоянной инфраструктуры, которые будут функционировать на территории комплекса во время проведения мероприятий ЧМ-2018.

Понятно, что безопасность нужно будет обеспечить для большого количества клиентских групп, включая первых лиц страны и гостей, официальные делегации, VIP-категории, спортсменов, болельщиков и др. Все они имеют различные приоритеты проезда, прохода, размещения и обслуживания.

Какие продукты можно заменить в контексте импортозамещения на рынке ТСБ? А каким замены до сих пор нет?

— В настоящее время у многих импортных продуктов ТСБ имеются отечественные аналоги. И мы достаточно часто применяем их в своих проектах, о чем не раз рассказывали вашему журналу. В частности, в области специальных технологий безопасности есть отечественные технические средства, аналогов которых в мире не имеется, например оборудование на основе методов нейтронно-активационного анализа (идентификация ВВ и наркотиков), ядерного квадрупольного резонанса (идентификация ВВ), радиационные мониторы, контейнеры для локализации (безопасной транспортировки и временного хранения) ВВ и ВУ.

Отдельные российские продукты по своему качеству сопоставимы с зарубежными образцами. Вот только по цене мы еще не всегда можем конкурировать на рынке, например, с теми же китайскими производителями.

Ваш прогноз на 2016 год: какие проекты и почему будут развиваться, а какие отложат в долгий ящик?

— В текущей рыночной ситуации очень сложно делать какие-то прогнозы. Посмотрите, например, на динамику цен на нефть за последний год с небольшим. Вслед за курсовой кривой — «скачут» цены. Ясно, что нынешний кризис уже приобрел затяжной характер, и следующий год будет не легче нынешнего. Поэтому ответа на вопрос, какие проекты будут развиваться, а какие «лягут под сукно», у меня нет. Предположу только, что проекты, связанные с предстоящим Чемпионатом мира по футболу 2018 года, будут реализованы в полном объеме. 2016 год — ключевой в плане подготовки к этому событию, и «Астерос», как активный участник этой подготовки, предпримет все необходимые усилия для реализации проектов под ЧМ, несмотря на кризисные явления в российской экономике.

Каким в целом будет год для рынка интеграции в области комплексной безопасности?

— Как я уже сказал, год будет тяжелым, но это связано не с какими-то особенностями комплексной безопасности, а с рыночной ситуацией в стране в целом, которая, в свою очередь, зависит от макроэкономических и политических событий. Безусловно, мы ждем постепенной стабилизации ситуации, что позволит прогнозировать, строить планы и выполнять проекты в интересах страны и ее граждан. Как бы то ни было, мы желаем нашим клиентам, партнерам и, конечно же, себе — удачи и процветания в Новом году!

Возврат к списку

Твитнуть

Спасибо за интерес к группе «Астерос»! Чтобы мы могли предоставить вам информацию по теме «Интервью Владимира Шелепова журналу RUБЕЖ», заполните, пожалуйста, поля «E-mail» или «Телефон».