Новости

Облака в приоритете

ComNews

17 февраля 2016г.

Для российских компаний основным технологическим приоритетом в цифровой трансформации бизнеса являются облачные технологии. Такие данные приводит IDC, ссылаясь на результаты проведенного исследования. При этом облака лидируют у российского бизнеса в списке технологических приоритетов со значительным отрывом от других технологических направлений.

Об этом рассказал руководитель направления облачных сервисов компании IDC Алексей Федоров на совместном мероприятии Cisco и IDC.

Рассматривая концепцию цифровой трансформации бизнеса, специалисты IDC провели исследование для выявления технологических направлений, приоритетно используемых компаниями по итогам прошлого года. Выборка была сделана в Германии, Великобритании, Франции, России и странах Скандинавии (они учитывались как один регион). Было опрошено порядка 300 руководителей в каждой стране.

По мнению представителя IDC, цифровая трансформация — это большой комплекс активностей, которые не могут быть инициированы или запущены, если у компании нет понимания, для чего это делается. По его словам, прежде всего, необходимо определиться со стратегией, а затем выработать тактику.

Алексей Федоров отметил, что технологические приоритеты в компаниях меняются в зависимости от региона. В большинстве стран ставят в приоритет использование мобильных технологий и больших данных (Big Data), не обходя вниманием и инструменты в рамках концепции IoT (Интернет вещей). Лидером по предпочтениям в трех рассматриваемых регионах из пяти (Германия, Франция и Россия) стало применение облачных технологий. Порядка 38% опрошенных российских представителей бизнеса использовали в 2015 г. облака как наиболее актуальное решение. По этому показателю немного отстает Германия — 33%. Примечательно, что в Германии и Великобритании практически не ставят в технологический приоритет социальные сети. «Все актуальные сценарии соцсетей использованы уже давно», — подчеркнул в своем докладе Алексей Федоров.

Аналитик также отметил, что в России столь активное стремление к использованию облачных сервисов обусловлено тем, что европейские страны давно используют облачные технологии, а в России к ним приобщились с недавнего времени.

Директор по технологиям компании Cisco в России и СНГ Андрей Кузьмич отметил, что в основе трансформации лежит экспоненциальный рост объемов данных и количества приложений. По данным эксперта, к 2018 г. на облака придется 78% рабочей нагрузки.

По мнению директора центра компетенции по управлению жизненным циклом приложений компании «Техносерв» Алексея Николаева, увеличение интереса к облачным решениям бесспорно наблюдается за последние годы.

Он отмечает, что одной из предпосылок к этому служит возможность сокращения капитальных расходов на собственную инфраструктуру: «Одним из значимых вопросов, которые стоят перед компанией, рассматривающей переход на использование внешних облачных услуг, является вопрос их адаптации к бизнесу компании, особенностям бизнес-процессов. Конечно, есть облачные сервисы, которые фактически не требуют индивидуальной настройки. К ним относятся в первую очередь инфраструктурные унифицированные системные сервисы, поддерживающие основной бизнес. Примеры — вычислительные мощности, резервное копирование и электронная почта из облака. Перевод таких систем во внешнее облако оказывает минимальное влияние на бизнес-процессы компании. Изменится структура задач по обеспечению непрерывности, структура расходов на ИТ. Но это изменения внутри ИТ».

Иная ситуация, как подчеркивает Алексей Николаев, происходит тогда, когда речь идет о переходе на внешние сервисы, автоматизирующие основные бизнес-процессы компании. Речь идет о системах типа CRM, ERP, системах управления логистикой и т. п. В этом случае изменения той или иной степени серьезности в бизнес-процессах компании практически неизбежны. Это связано с тем, что сама идеология и экономическая модель публичных облачных сервисов предполагает унификацию функций и отказ от разработки уникального частного решения для каждой конкретной компании. С одной стороны, унифицированная облачная услуга может дать заказчику доступ к лучшим практикам, опыту других компаний, которые обычно используются при разработке подобных решений, с другой — она может потребовать отказа от особенностей реализации собственных бизнес-процессов. И здесь потенциальный проект миграции на облачные услуги подстерегают две ловушки — неверная оценка тех преимуществ, которые даст миграция на облачные услуги, и попытка полностью привязать новое решение к своим бизнес-процессам без их изменения.

«Недооценка каждой из описанных ловушек может привести к неуспеху проекта миграции в облако. Но опыт показывает, что с каждым годом крупные российские компании все больше готовы изменять внутренние процедуры организации бизнеса, если этого требует переход на облачную платформу, который сулит существенное сокращение издержек. Если пять-десять лет назад заказчики при внедрении того или иного ИТ-решения просили все сделать именно так, как они хотят, то сейчас многие согласны адаптировать к новому облачному решению свои бизнес-процессы, переучить сотрудников и, возможно, изменить схему их работы. Правда, при условии, что исполнитель проекта сможет обосновать приемлемый финансовый эффект этих изменений. Такую позицию можно считать гораздо более взвешенной и более лояльной к облачным трансформациям» — заметил в беседе с ComNews представитель компании «Техносерв».

Генеральный директор компании «Облакотека» Максим Захаренко отмечает, что для бизнеса в существующих экономических условиях требуется одновременно повышение эффективности деятельности компаний, что достигается в основном за счет внедрения и модернизации ИТ-решений, и сиюминутная экономия, потому что прямо сейчас «денег нет». Одновременно оба условия удовлетворяют только облачные технологии, и другой эффективной альтернативы развития ИТ на ближайшие годы просто нет.

Также специалист считает, что современные программы лицензирования или сервисные контракты на использование облачных сервисов позволяют проводить интеграцию и бандлирование облачных сервисов, например в предложениях телеком-операторов, финансовых институтов или интернет-сервисов, то есть мы будем наблюдать «вплетание» облачных сервисов в привычные услуги.

Константин Кутуков, директор по маркетингу группы Астерос

Константин Кутуков, директор по маркетингу группы «Астерос»

Директор по маркетингу группы компаний «Астерос» Константин Кутуков акцентирует внимание на том, что облачные технологии и решения давно не новы для рынка — концепция ASP (провайдеров аренды приложений) зародилась около 15 лет назад.

«Однако развитие сетей передачи данных, рост производительности вычислительной инфраструктуры, возможности мобильных платформ и связанная с этим модель ведения бизнеса и управления организацией вывели их на новый уровень зрелости, и сегодня они безусловно попадают в фокус все большего количества компаний, в том числе российских. У технологии пропал налет скромности и неоднозначности. Если говорить о наших заказчиках, то мы видим интерес и реальные успешные проекты в сфере построения инфраструктуры, в основном, для частных и гибридных облаков. В целом спрос, на мой взгляд, обусловлен тремя факторами — экономической эффективностью самой модели получения облачных сервисов, ростом функциональных возможностей доступных решений, а также адаптацией этих решений со стороны самих производителей к работе в облачной среде, включая скорость, надежность и доступность. Для российского рынка четвертым фактором стало импортозамещение — для многих секторов экономики введены ограничения на прямую закупку иностранного ПО, что подстегнуло спрос на модель использования решений из облака, а также на создание собственных продуктов и инфраструктуры», — считает Константин Кутуков.

Говоря о грядущих тенденциях рынка, он подчеркивает, что облачная модель получения сервисов становится нормой. «Если заглянуть в смартфон любого из нас, то практически все приложения так или иначе являются облачными сервисами. Аналогичным путем идет и рынок корпоративных систем и решений. Для крупных компаний это безусловно будет компромиссная модель, основанная на частных и публичных облаках. Для малого и среднего бизнеса 100%-ный переход на облачные технологии может стать нормой. На фоне развития мобильности, больших данных и Интернета вещей, облачные технологии, безусловно, продолжат занимать все большую долю в корпоративном сегменте и в государственном секторе», — говорит Константин Кутуков.

Руководитель направления «Облачные сервисы и инфраструктурные решения» компании «Сервионика» (входит в ГК «Ай-Теко») Ярослав Фаробин также замечает тенденцию перехода на облачные сервисы. «Облака обеспечивают более высокую скорость обработки данных, снимают проблему нехватки ресурсов для вычислений и хранения, а при использовании облачных сервисов от коммерческих провайдеров заказчики получают не только необходимые ресурсы, но и гарантированную защиту данных и стабильную доступность ресурсов», — говорит он.

По мнению Ярослава Фаробина, по мере роста доверия заказчиков к облакам будет расширяться объем задач, передаваемых в облако, и будут усложняться виртуальные ИТ-инфраструктуры. В перспективе вся ИТ-составляющая бизнеса будет потребляться заказчиками в формате сервисов. И облака станут той средой, где заказчики смогут развернуть всю ИТ-инфраструктуру: платформу, бизнес-приложения, сервисы, ресурсы для хранения данных. Наиболее интересными направлениями, по мнению эксперта, будут безопасность данных в облаке и переосмысление роли провайдеров. «Вполне вероятно, что заказчики будут использовать облачные ресурсы и приложения разных провайдеров в рамках единой ИТ-инфраструктуры, что потребует нового уровня интеграции, защиты данных и операционного взаимодействия как между провайдерами, так и поставщиков с клиентами», — прогнозирует Ярослав Фаробин.

Возврат к списку

Твитнуть

Спасибо за интерес к группе «Астерос»! Чтобы мы могли предоставить вам информацию по теме «Облака в приоритете», заполните, пожалуйста, поля «E-mail» или «Телефон».