Автоматизация таможенных процедур: быстрее, проще, качественнее

Connect

20 августа 2009г.

В условиях глобализации экономики, расширения международной торговли существенно повышаются требования к качеству и скорости выполнения процедур таможенного оформления и контроля. Задачи, которые решает сегодня Федеральная таможенная служба Российской Федерации, связаны с необходимостью, с одной стороны, облегчить прохождение таможенных процедур для законопослушных участников внешнеэкономической деятельности, с другой – противодействовать совершению противоправных действий и злоупотреблений при перемещении товаров и транспортных средств. Наряду с организационными мерами, которые предпринимаются для этого на уровне Правительства РФ и таможенного ведомства, серьезную помощь в совершенствовании процедур таможенного контроля оказывают современные информационные технологии.

История сотрудничества группы «Астерос» с ФТС России насчитывает более шести лет. В течение этого срока компания успешно реализовала более десяти проектов в интересах ФТС. Одним из наиболее значимых стал проект по автоматизации основных таможенных процедур на пограничных пунктах пропуска.

Проект стартовал в 2005 г. На тот момент в таможенных органах действовали информационные системы, которые повторяли иерархическую структуру ведомства «центральный аппарат – региональные управления – таможни – таможенные посты». Хранение и обработка информации, касающейся таможенных процедур, осуществлялась на каждом из этих уровней. На пунктах пропуска существовал набор разрозненных АРМ, информация из товаросопроводительных документов вводилась вручную. Для последующей обработки информация по цепочке пересылалась на уровень таможни, затем регионального управления и, наконец, центрального аппарата. Такая система имела целый ряд недостатков. Прежде всего, сама процедура таможенного оформления занимала длительное время – до четырех-пяти часов на одно транспортное средство. В процессе ручного ввода и пересылки информации с уровня на уровень возникали ошибки, обнаружить которые подчас удавалось уже после того как транспортное средство покинуло пункт пропуска. Кроме того, поддержка автоматизированных систем на всех уровнях требовала дополнительных затрат на вычислительную технику и наличия подготовленных специалистов на местах.

«С учетом всех этих факторов в ФТС была поставлена цель упростить систему автоматизации основных таможенных процедур и сделать ее максимально централизованной, – объясняет Вадим Якунин, директор департамента по работе с государственным сектором компании «Би-ЭйСи» группы «Астерос». – Ввиду того, что инфраструктура связи на всей территории России развита пока недостаточно хорошо, централизацию решено было проводить до уровня региональных таможенных управлений, где ФТС создает региональные вычислительные центры. Наши специалисты проанализировали процессы на пограничных пунктах пропуска и на основе этого была создана система, которая предусматривает хранение и обработку информации на базе ГНИВЦ ФТС и семи региональных ВЦ. В таможнях и пунктах пропуска достаточно установить клиентские рабочие места с базовым функционалом. Развиваемая ФТС технологическая транспортная подсистема обеспечивает гарантированную доставку информации с мест в центр и из центра на места».

В процессе реализации проекта по автоматизации основных таможенных процедур на пограничных пунктах пропуска специалистами «Астерос» были разработаны и внедрены комплексы программных средств пограничного пункта пропуска (КПС ПП) и управления предварительным информированием (КПС ПИ).

Все разработанные программные комплексы являются подсистемами Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС) и функционируют во взаимосвязи между собой и с другими подсистемами. В частности, они взаимодействуют с системой управления рисками, развитию которой ФТС придает большое значение.

К настоящему времени система автоматизации основных таможенных процедур внедрена в ГНИВЦ ФТС России, семи региональных таможенных управлениях, на 17 таможнях и 64 пограничных пунктах пропуска. В нынешнем году планируется подключить к системе еще 72 объекта, а в дальнейшем и остальных пунктов пропуска – по мере их готовности к подключению.

«В первую очередь новая система внедрялась на наиболее загруженных таможенных постах европейской части страны, и результаты проекта уже хорошо заметны, – рассказывает Олег Белоусов, директор департамента экспертизы государственного сектора компании «Би-Эй-Си» группы «Астерос». – Таможенным органам удалось значительно ускорить процедуру прохождения таможенного контроля и ликвидировать длинные очереди транспортных средств».

Федеральная таможенная служба вместе с «Астерос» развивает систему предварительного информирования, в рамках которой участники внешнеэкономической деятельности могут подавать в таможенные органы информацию о товаре и транспортном средстве в электронном виде еще до отправки груза. Информация сохраняется в центральной базе, а участник ВЭД получает уникальный идентификационный номер. Благодаря созданию системы управления предварительным информированием таможенному инспектору на пункте пропуска достаточно считать с помощью сканера идентификационный номер прибывшего перевозчика, и он получает все данные о товаре и транспортном средстве на экран своего компьютера. Инспектору остается произвести документальный контроль (проверить соответствие предоставленных участником ВЭД сведений фактическому грузу), произвести осмотр или, при необходимости, досмотр товара. Длительная и чреватая ошибками процедура ручного ввода информации, которую прежде должны были выполнять сотрудники таможенных постов либо таможенные брокеры, полностью устраняется. Наряду с ускорением таможенных процедур при регистрации прибытия транспортных средств и товаров повышается качество таможенного контроля, исключается возможность намеренного или ненамеренного искажения информации сотрудником таможенной службы. Система позволяет фиксировать все этапы таможенных процедур на пунктах пропуска, вся информация передается «в центр» практически мгновенно. Сохраняясь в базе данных, эта информация доступна уполномоченным сотрудникам ФТС для анализа, что позволяет определять направления совершенствования таможенных процедур.

«Немаловажно и то, что благодаря системе автоматизации основных таможенных процедур снимается проблема нехватки высококвалифицированных технических кадров на местах. Пользователям клиентских рабочих мест таможен и пунктов пропуска вовсе не обязательно иметь высокую квалификацию в области компьютерных технологий, достаточно базовых навыков. Все сложные функции по обработке информации перенесены на уровень региональных таможенных управлений и центрального аппарата», – подчеркивает Олег Белоусов.

Чтобы обеспечить бесперебойное функционирование внедренных информационных систем, специалисты «Астерос» осуществляют их техническое сопровождение, включающее работу круглосуточной «горячей линии», вторую линию инженерной поддержки для помощи техническим специалистам заказчика, внесение изменений в программные средства в соответствии с пожеланиями ГНИВЦ ФТС России.

Стоит заметить, что работа с таким заказчиком, как ФТС, требует достаточной гибкости как от внедряемых систем, так и от разработчика. Системы должны адаптироваться к изменениям российского законодательства, к меняющимся потребностям таможенных органов. Несмотря на то, что уровень информатизации таможенных органов довольно высок, и старые информационные системы постепенно заменяются более современными решениями с централизованной архитектурой, в эксплуатации по-прежнему находится ряд унаследованных систем. И внедряемые программные комплексы должны уметь взаимодействовать как с новыми системами, так и со старыми версиями. Специалистам «Астерос» удается вполне успешно решать такие задачи.

В перспективе при помощи современных информационных систем таможенная служба стремится прийти к обеспечению «контроля как сервиса», предоставляемого по принципу «одного окна». Чтобы достигнуть этой цели, предстоит еще проделать немало работы. Но определенные шаги в этом направлении уже сделаны, и их результаты дают основание для оптимизма.

Людмила Леснова

Возврат к списку


Спасибо за интерес к группе «Астерос»! Чтобы мы могли предоставить вам информацию по теме «Автоматизация таможенных процедур: быстрее, проще, качественнее», заполните, пожалуйста, поля «E-mail» или «Телефон».