ИТ в энергетике: простор для инноваций

Тренды.События.Рынки (Екатеринбург)

24 декабря 2010г.

Новая энергетическая стратегия России, принятая в мае 2010 года и рассчитанная на ближайшие 20 лет, предполагает максимально эффективное использование потенциала всей отрасли и каждого отдельного предприятия. Для компаний энергетического сектора сегодня наиболее актуален вопрос создания надежной основы для перспективного развития. Если перевести эту стратегическую задачу в практическую плоскость, то речь идет, прежде всего, об освоении инновационных технологий.

Профессионализм – основа доверия

Для энергетической индустрии затраты на ИТ являются заметной, хотя и непрофильной статьей бюджета. Обращение к услугам аутсорсинга помогает структурировать расходы, сделать их прозрачными и обоснованными, и это справедливо для компаний любой отрасли. Но свойственные российской энергетике масштабы предприятий позволяют в полной мере ощутить все преимущества ИТ-аутсорсинга, обеспечивая централизованное управление большими объемами сложных и ответственных работ, а также многочисленным штатом дорогостоящих ИТ-специалистов.

«МРСК Сибири» – крупнейшая распределительная сетевая компания на территории Сибирского федерального округа. От стабильности ее работы, состояния технической инфраструктуры и качества управления зависит экономическое развитие всего региона. Летом 2009 года компания передала обслуживание значительной части своей ИТ–инфраструктуры на аутсорсинг  компании «Астерос», закрепив соглашением об уровне сервиса (SLA) свои требования к качеству предоставляемых ИТ–услуг. Практически весь ИТ-персонал «МРСК Сибири» – более 200 человек – был переведен в штат «Астерос», что сразу же обеспечило энергетической компании прямое сокращение расходов на фонд оплаты труда, налоги, арендную плату и прочее. А еще через год объем оказываемых в рамках ИТ-аутсорсинга услуг был расширен в полтора раза, охватив в итоге порядка 30 тысяч единиц компьютерной техники и более 250 приложений, включая ERP-систему предприятия на платформе SAP

Увеличение заказчиком объемов контракта говорит о его высокой оценке результатов сотрудничества и доказывает эффективность самой модели ИТ-аутсорсинга. В частности, несмотря на территориальную распределенность филиалов (на балансе энергетической компании 304 удаленных объекта), количество ИТ-специалистов, занимающихся сопровождением вычислительной и офисной техники «МРСК Сибири», удалось сократить с 210 до 120 человек. При этом качество технического обслуживания, предоставляемого «Астерос», даже превзошло ожидания заказчика – в течение года из 25 тысяч заявок пользователей 98,99% было обработано в срок, тогда как по условиям SLA гарантированный показатель составляет 90%. Специалисты  «Астерос»  отвечают за аудит состояния, сервисное обслуживание, ремонт и модернизацию всех ИТ-активов, разработку и реализацию рекомендаций по развитию ИТ, а также мер по снижению эксплуатационных затрат.

– Выдерживать единые высокие стандарты ИТ–поддержки распределенной и масштабной компании, такой как «МРСК Сибири», – сложная задача, И расширение контракта подтверждает тот факт, что клиент оценил наши подходы к снижению рисков, оптимизации расходов и управлению персоналом. С увеличением масштаба экономические показатели проекта только вырастут, – уверен Юрий Пшеничников, директор департамента по работе с сектором энергетики  компании «Астерос».

Масштабная модернизация, которая продолжается в энергетической отрасли, требует привлечения как государственных, так и частных инвестиций. Чтобы обеспечить целевое расходование этих средств, необходимо перестроить прежние подходы к управлению проектами и внедрить новые прогрессивные инструменты контроля их реализации.

В 2009 году Системный оператор ЕЭС принял решение о создании единой информационной системы мониторинга строительства объектов энергетики, в которой должны быть собраны текущие и архивные данные о состоянии всех объектов, в том числе фотографии и видеоматериалы, фиксирующие ход строительства. Разработкой концепции такой системы занималась компания «Астерос», ей же была поручена и реализация решения.

В результате проекта единый портал обеспечивает доступ к необходимой информации по 55 строящимся объектам, включая "паспорт объекта", план строительства, журнал событий и другие документы. С помощью портала можно подключиться к системе видеонаблюдения и в режиме реального времени наблюдать за ходом строительства (пока этот режим реализован на 29 объектах, расположенных в различных регионах). Круглосуточно система обеспечивает автоматизированный сбор фотоархива со всех подключенных объектов. В настоящее время в системе работают 40 пользователей, среди них – глава Минэнерго РФ и его заместители, руководители СО ЕЭС.

В ближайшее время решение планируется обновить и расширить – добавить средства визуализации текущего состояния, оценки и контроля исполнения инвестиционных проектов. Через портал пользователи смогут просматривать также данные о целевом использовании средств, закупках и поставках. По словам Павла Батурина, директора по продажам департамента по работе с сектором энергетики компании «Астерос», «в результате будет создан полноценный аналитический инструмент, позволяющий автоматически генерировать отчетность по разным срезам и оценивать эффективность проектов строительства новых и модернизации действующих электростанций. Постепенно система мониторинга станет одним из основных элементов контроля хода инвестиционных проектов».

Технологии для управления энергоснабжением

Готовность отрасли к освоению инновационных технологий проявляется в использовании принципиально новых подходов. Среди подобных проектов можно отметить строительство Региональных диспетчерских центров (РДУ), полностью управляющих энергоснабжением региона. Круглосуточно сотрудники РДУ осуществляют мониторинг объектов, отслеживают их состояние, анализируют возникающие или потенциально возможные ситуации, а в случае сбоев в определенной цепи энергоснабжения оповещают об этом специальные технические службы.

Компания «Астерос» в качестве генерального подрядчика построила здание и инженерную инфраструктуру объединенного диспетчерского управления Северо-Запада и в настоящее время ведет строительство "под ключ" РДУ в Волгограде и Челябинске. Передача ИТ-компании всего комплекса задач по строительству открывает совершенно новые возможности. В результате такого проекта предприятия энергетики получают здание с работающей инженерной и ИТ-инфраструктурой, полностью отвечаюшее их строгим требованиям.

Важным элементом технического оснащения РДУ является экран коллективного пользования, реализованный с помощью видеопанели или проекционной установки. Подобный экран представляет собой единую панель со множеством неперекрывающихся окон, отображающих данные различного вида: видеоизображения, электронные карты, графики и диаграммы, текстовую документацию в электронном виде и так далее. Огромная информационная емкость такого экрана позволяет предоставлять одновременно полноценные изображения от множества источников. Благодаря модульной конструкции система может конфигурироваться индивидуально под конкретные помещения и задачи. Как правило, экран дополняется средствами видео-конференцсвязи, акустическими системами, интегрированным пультом управления мультимедийным контентом.

Строительство диспетчерского центра включает в себя комплекс взаимосвязанных и часто технически сложных работ, начиная от прокладки СКС и ЛВС, установки серверного оборудования, стандартных работ по построению систем электропитания, кондиционирования, видеонаблюдения, безопасности, вентиляции, пожаротушения и заканчивая построением внутренней телефонной связи, установкой оборудования для селекторных совещаний, монтажом систем телевидения, радиофикации и других.

Российским энергетическим компаниям удалось пережить мировой кризис без серьезных финансовых потрясений и крахов. Поэтому энергетика, хоть и в усеченном виде, но все же сохранила прежний курс на развитие и освоение инноваций. Опираясь на оценки экспертов и принимая во внимание международный опыт, энергетики направляют средства на первоочередное внедрение систем управления активами (ЕАМ), управления предприятием (ERP), создание центров обработки данных. Внедрение ИТ позволяет решать все эти практические задачи с применением множества эффективных и интегрированных между собой инструментов инфраструктуры и программного обеспечения.

Возврат к списку


Спасибо за интерес к группе «Астерос»! Чтобы мы могли предоставить вам информацию по теме «ИТ в энергетике: простор для инноваций», заполните, пожалуйста, поля «E-mail» или «Телефон».