Новости

Не прервать связующий процесс, или Еще раз о непрерывности бизнеса и о роли управления инцидентами

Журнал Information Security

18 декабря 2013г.

Ежедневно в компаниях происходит множество инцидентов, приводящих к нарушению непрерывности их деятельности. Имея разный характер и последствия для бизнеса, они так или иначе приводят к прямым или косвенным финансовым потерям.

Дмитрий Моисеев, руководитель практики SOC «Астерос Информационная безопасность», рассказывает о роли управления ИБ для обеспечении непрерывности бизнеса.

Немного статистики

Как показывает статистика, в среднем около 30% всех происходящих инцидентов ИБ влекут за собой либо временную недоступность критичных данных, либо прерывание бизнес-процессов компании на средний срок, и около 10% – на длительный срок (см. таблицу). Здесь следует уточнить, что понятие "среднего" или "длительного" срока всегда индивидуально. К примеру, для банков под "средним" сроком, как правило, понимают простой около 5–6 часов, под "длительным" – прерывание критичного бизнес-процесса до нескольких дней. Если перевести в цифры, то опять же простой деятельности крупного банка в течение 1 ч (в будни) может стоить несколько сотен тысяч долларов, а сутки – несколько миллионов, простой же в течение недели, как правило, приводит к банкротству банка.

15 ноября 2013 г. в работе сотовой сети "Билайн" на севере Москвы произошел сбой. Компания сразу проинформировала абонентов о ситуации в своем Facebook и на официальном сайте. Объясняя причину неполадки, лишившей часть москвичей связи, оператор рассказал, что накануне ночью специалистами Ericsson и "Билайн" проводились плановые работы по модернизации сети, в ходе которых была выявлена некорректная работа ПО, поэтому некоторые абоненты испытывали проблемы со связью. Среди частых причин подобных инцидентов – сбои и отказы IT и телекоммуникационной инфраструктуры, ошибки персонала, перебои электропитания и др., немалая доля приходится на инциденты информационной безопасности, приводящие к нарушению доступности IT-ресурсов или информации, необходимой для выполнения того или иного бизнес-процесса компании. Обеспечение непрерывности бизнеса организации должно являться одной из приоритетных задач для руководства компании. Грамотное выстраивание данных процессов позволит снизить вероятность нарушений деятельности, а также минимизировать ущерб от инцидентов за счет их активного выявления и снижения времени реагирования на них.

Среди частых причин подобных инцидентов – сбои и отказы IT и телекоммуникационной инфраструктуры, ошибки персонала, перебои электропитания и др., немалая доля приходится на инциденты информационной безопасности, приводящие к нарушению доступности IT-ресурсов или информации, необходимой для выполнения того или иного бизнес-процесса компании.

Обеспечение непрерывности бизнеса организации должно являться одной из приоритетных задач для руководства компании. Грамотное выстраивание данных процессов позволит снизить вероятность нарушений деятельности, а также минимизировать ущерб от инцидентов за счет их активного выявления и снижения времени реагирования на них.

ISO вам в помощь

Как это реализуется на практике? Международный стандарт ISO/IEC 27001 четко указывает на то, что управление непрерывностью бизнеса является одной из основных областей контроля и необходимой составляющей любой системы менеджмента ИБ. Несмотря на то что обеспечение непрерывности бизнеса выходит далеко за рамки вопросов информационной безопасности (ИБ является для них лишь одной из составляющих) и тесно связано со всеми бизнес-подразделениями компании, выстраивать соответствующие процессы в организациях часто приходится именно специалистам по ИБ.

Международный стандарт ISO 22301 описывает модель PDCA применительно к выстраиванию системы управления непрерывностью бизнеса (см. рис. 1).


Рис. 1. Жизненный цикл системы управления непрерывностью бизнеса по ISO 22301

Для того чтобы выстроить эффективные процессы обеспечения непрерывности бизнеса, необходимо выделить следующие основные этапы планирования непрерывности бизнеса:

  1. инициация проекта (получение поддержки со стороны руководства, планирование и выделение ресурсов, назначение ответственного и т.п.);
  2. разработка политики обеспечения непрерывности бизнеса;
  3. анализ деятельности компании и выявление критичных бизнес-процессов;
  4. разработка стратегии обеспечения непрерывности бизнеса и его восстановления;
  5. разработка планов обеспечения непрерывности бизнеса и восстановления IT;
  6. обучение персонала и проведение регулярных учений;
  7. регулярное тестирование планов обеспечения непрерывности бизнеса и планов восстановления IT;
  8. непрерывное совершенствование системы обеспечения непрерывности бизнеса.

Подходов к выстраиванию процессов обеспечения непрерывности бизнеса достаточно много, это и международные стандарты BS 25999, ISO 22301, и ведущие мировые рекомендации BCI Good Practice Guidelines. Но я бы хотел остановиться на роли процессов управления инцидентами ИБ в общей системе обеспечения непрерывности бизнеса компании, поразмышлять над тем, почему так важно их правильно интегрировать с процессами ОНБ и постоянно повышать их эффективность.

Типичный процесс реагирования на нештатные ситуации делится на следующие основные этапы:

  1. экстренные действия в случае чрезвычайной ситуации (Emergency Response) – то есть немедленные действия, которые необходимо предпринять в случае наступления чрезвычайной ситуации, еще до момента ее более глубокого анализа, например связь с экстренными службами, эвакуация персонала и т.п.;
  2. управление инцидентами (Incident Management) – ответные действия в случае обнаружения инцидента (категорирование инцидента, анализ последствий, оповещение об инциденте, эскалация информации для его обработки и т.п.);
  3. обеспечение непрерывности деятельности (Business continuity) – действия по обеспечению выполнения затронутых инцидентом бизнес-процессов на приемлемом уровне (минимально необходимом);
  4. восстановление деятельности (Recovery) – восстановление бизнес-процессов и поддерживающей их IT-инфраструктуры до нормального уровня функционирования.

Безусловно, важны все указанные этапы, однако от эффективности выполнения процессов управления инцидентами напрямую зависит масштаб ущерба от инцидентов и возможность соблюдения требований бизнеса к его восстановлению. Почему?

Управляя инцидентами – управляешь непрерывностью

В рамках разработки планов обеспечения непрерывности бизнеса и планов восстановления IT для каждого критичного бизнес-процесса и поддерживающей его IT-инфраструктуры необходимо оценивать и затем утверждать параметры восстановления – Recovery Time Objective (RTO) и Recovery Point Objective (RPO), которые должны соблюдаться и соответствовать требованиям бизнеса.

Несоблюдение этих параметров восстановления может привести к росту ущерба и сведению на нет всех усилий по управлению непрерывностью бизнеса. В связи с этим крайне важным действием является своевременная идентификация инцидента (или критичного события), который может привести к возникновению нештатной ситуации и, следовательно, нарушению выполнения критичного бизнес-процесса. Здесь важно уметь быстро проанализировать обстановку и все события, связанные с данным инцидентом, чтобы классифицировать его и выбрать план обработки.

Для такого уровня оперативности действий необходимо иметь обученный персонал, выстроенные и задокументированные процессы управления инцидентами и планы коммуникаций "на случай, если". Кроме того, в арсенале должны быть все необходимые инструментальные средства для анализа обстановки и сбора необходимой актуальной информации.

Самый SOC

Инциденты ИБ играют заметную роль во всем спектре проблем, способных привести к нарушениям операционной, производственной, управленческой деятельности. По результатам исследования Horizon Scan 2012, проведенного организацией the Business Continuity Institute (BCI) в 2012 г., наиболее актуальными угрозами для большинства компаний являются:

  • сбои и отказы IT и телекоммуникационной инфраструктуры;
  • утечка конфиденциальной информации;
  • кибератаки (вредоносное ПО, DDoS и т.п.).

При этом угрозы ИБ наиболее актуальны для компаний финансовой сферы, телекома, здравоохранения и энергетики.

Один из подходов к выстраиванию процессов управления инцидентами ИБ – это создание центра оперативного управления ИБ компании (Security Operation Center), что является одним из инструментов, который позволяет быстро реагировать на возникающие инциденты, оперативно проводить их всесторонний анализ, эскалировать и обрабатывать инциденты согласно планам по их обработке и требованиям бизнеса, и контролировать эффективность процессов управления инцидентами ИБ.

Центр оперативного управления ИБ, как правило, является единой точкой для сбора информации о текущей ситуации в компании (с точки зрения ИБ) и ее контроля, единой точкой для эскалации инцидентов и взаимодействия с другими подразделениями компании – IT-службой, службой управления операционными рисками и др. Очень важно определить и четко регламентировать процессы и правила взаимодействия между подразделением ИБ и другими подразделениями компании и интегрировать их в планы коммуникаций в случае возникновения нештатных ситуаций.

Все этапы процесса управления инцидентами ИБ могут и должны быть полностью интегрированы и автоматизированы в рамках центра оперативного управления ИБ (см. рис. 2).


Рис. 2. Задачи, решаемые Центром оперативного управления ИБ, в рамках процессов управления инцидентами ИБ

Таким образом, процессы управления инцидентами ИБ являются неотъемлемой частью комплексной системы обеспечения непрерывности бизнеса (ОНБ). Понимание важности создания системы ОНБ в целом, а также грамотное выстраивание процессов управления инцидентами и их интеграция в систему ОНБ позволят компании повысить свою стабильность за счет активного выявления проблем и потенциальных угроз, снизить ущерб от нештатных ситуаций за счет их своевременного выявления и быстрого реагирования, а также повысить свою конкурентоспособность с точки зрения надежного партнера и поставщика услуг. А создание центра оперативного управления ИБ (Security Operation Center) позволит снизить операционные затраты на процессы управления инцидентами ИБ и обеспечение непрерывности бизнеса в целом и тем самым повысить эффективность системы ОНБ компании в целом.

Дмитрий Моисеев, CISSP, руководитель практики систем мониторинга событий и управления инцидентами ИБ (SIEM), “Астерос Информационная безопасность"

Возврат к списку

Твитнуть

Спасибо за интерес к Группе «Астерос»!

Техподдержка мобильных решений