Новости

Защищенный ритейл

Арендатор.ру

05 августа 2014г.

Московские власти поделились планами оборудовать каждый ТЦ в столице тревожными кнопками для связи посетителей с полицией. Кроме того, торговые центры обяжут передавать данные с камер видеонаблюдения непосредственно в органы.

По словам руководителя департамента региональной безопасности Алексея Майорова, принятые меры позволят улучшить безопасность для посетителей и более оперативно работать в условиях чрезвычайных происшествий.

В тылу врага

Причиной таких нововведений послужило исследование, проведенное столичными властями. Первый мониторинг безопасности в торговых центрах показал неутешительные результаты. Количество краж в некоторых ТЦ достигало почти 400 за год. Наиболее привлекательными объектами становятся крупные продуктовые магазины и точки самообслуживания. А последним популярным течением стало так называемое «шоплифтерство», суть которого заключается в совершении краж и выкладывании собственных результатов в соцсетях и профильных сайтах в интернете.

Обеспечение дополнительными тревожными кнопками торговые помещения, по мнению властей, позволит снизить уровень краж благодаря бдительности не только работников, но и самих покупателей. По мнению Геннадия Медведева, директора департамента АМТ-ГРУП, предпринимаемые меры обеспечения безопасности имеют два аспекта: «Собственно помощь «умных технологий» при профилактике и раскрытии преступлений, а также, что существенно, - психологическое воздействие на потенциального преступника, который будет чувствовать внимание на себе «всевидящего ока». И то, и другое, имеет существенный потенциал для снижения уровня противоправных действий, в том числе, краж. Что важно - внедрение новых технологий безопасности и соответствующая просветительная работа должны опираться на единую стратегию обеспечения безопасности ТЦ, принятую всеми управляющими и торговыми организациями этого центра. А проектирование и внедрение комплексной системы безопасности должно выполняться профессиональными организациями, имеющими соответствующий опыт.

Однако стоит учитывать и тот факт, что немалое количество преступлений совершается руками сотрудников магазинов. Максим Колесников, генеральный директор Mallbroker, ссылаясь на собственный опыт, поясняет, что чаще всего основной долей краж все-таки являются кражи, совершенные персоналом. Поэтому введение обязательного видеонаблюдения с автоматической передачей видеоматериалов на регулярной основе в органы внутренних дел должно значительно поубавить пыл и тягу персонала сетевых операторов к воровству.

«По моей статистике, кражи могут составлять до 3% товара, и 50-70% из этого объема краж совершается именно персоналом магазина. Кражи выявляли проведением инвентаризации, но большое количество сотрудников и частая их смена не позволяли точно идентифицировать воров, потому что они могли украсть и уволиться до следующей инвентаризации. Кроме того, при проведении инвентаризации случаются неточности, требуется время для перепроверки, а продажи идут, остатки приходится корректировать. Здесь, казалось бы, на помощь могут прийти компании, оказывающие услуги по проведению независимых инвентаризаций, но и они совершают ошибки. Более того, для того, что бы составить акт о недостаче, выставить претензию или пойти в суд в случае непризнания персоналом недостачи на проверке должна присутствовать комиссия. А так как в больших магазинах инвентаризации проводят по ночам – это влечет увеличение бюджета заработной платы» - добавляет эксперт.

В связи с этим становится затруднительно выявить факт кражи. Нередко можно наблюдать практику учета в бюджете определенного процента на потери от воровства. Данная проблема на современном рынке сетевого ритейла существует уже достаточно давно, и кардинальных мер по ее решению еще не представлено.

Олег Рыбаков, технический директор ЗАО «ГОЛЬФСТРИМ охранные системы», считает, что наибольший эффект будет от психологического воздействия, нежели реальных обращений. «Злоумышленники будут знать о наличии тревожной кнопки и это, конечно, отпугнет их от вторжения в то время, когда персонал находится в магазине. Важно при этом обеспечить надежную охрану в ночное время, когда никого из сотрудников на месте нет» - отмечает Олег.

В поле зрения

Использование данных систем видеонаблюдения предполагает оперативное обнаружение и передачу информации в охранные агентства. Современные камеры, обладающие возможностью распознавания лиц, при помощи специализированного программного обеспечения могут создавать базы данных посетителей. Такие функции позволяют настраивать списки для работы с постоянными клиентами и отсеивать нежелательных персон. Погрешности в системе пока еще есть, но работа ведется стремительными темпами, и совсем скоро ни один нарушитель не сможет пройти незамеченным.

Алексей Ванчугов, генеральный директор ТРЦ «ВиВа!», рассказывает о тесном взаимодействии с местным ОВД. «Все интересующие его сотрудников или сотрудников ФСБ сведения с видеокамер мы в оперативном порядке передаем им, не говоря уже о требованиях по запросу вышеперечисленных служб. Это действительно существенно повышает уровень раскрываемости преступлений и помогает сократить их число в других местах. Если комплекс оснащен камерами и охраняется полицией, то обычные воришки не берутся рисковать» - комментирует Ванчугов.

Интеллектуальное видеонаблюдение сегодня является одной из наиболее эффективных систем для борьбы с хищениями и другими противоправными действиями. «Системы видеоаналитики минимизируют влияние человеческого фактора, исключая сговор контролеров и охранников со злоумышленниками. Кроме того, все чаще при построении подобных систем используются камеры высокого разрешения, позволяющие эффективнее решать задачи видеонаблюдения и анализа» - считает Олег Вейкин, заместитель директора департамента специальных технологий безопасности группы «Астерос».

Несмотря на все преимущества подобного оборудования, стоит признать, что даже сейчас не во всех торговых центрах вообще присутствует система видеонаблюдения. А подобные технологии с возможностью интеллектуального распознавания стоят недешево. 3D камеры на входную группу начинаются от 3000 долларов без учета расходов на программное обеспечение и хранение информации на серверах.

Сохранение информации в течение определенного промежутка времени также является немаловажным аспектом. Геннадий Медведев поясняет, что сроки хранения видеозаписи с камер наблюдения могут устанавливаться как руководящими документами (например, как это реализовано в документах о транспортной безопасности, где законодательно установлен срок хранения записи в 30 суток), так и задачами непосредственно заказчика – например, ТЦ или арендатора/торговой точки, для тех случаев, когда отсутствует законодательное регулирование вопроса. «В целом, надо понимать, что вопрос срока хранения видеозаписей будет лежать на грани реальной потребности, определяемой службой безопасности ТЦ совместно с органами правопорядка, и готовности собственника инвестировать средства в создание соответствующего центра обработки данных» - уточняет Медведев.

Олег Вейкин замечает, что на практике срок хранения видеозаписей города составляет 5 дней. Вопрос с коммерческими объектами решается владельцем, но, по его словам, экономить на безопасности не стоит.

Нажми на кнопку

Стоимость систем экстренной связи, известных как «тревожная кнопка», различна и зависит от функциональной начинки системы в целом, а также от ее масштаба. За каждой «кнопкой» стоит создание необходимой инфраструктуры, ядра системы, рабочих мест операторов и т.д. Геннадий Медведев замечает, что стоимость начинается от вполне бюджетных решений, обеспечивающих только сигнализацию и голосовую связь. А в пределе, это могут быть интегрированные решения, сочетающие в себе тревожные кнопки, информационные терминалы, управляемые системы видеонаблюдения, автоматически наводящие камеру на место, где находится активированная кнопка и т.д. С точки зрения стоимости - наиболее правильным и честным будет расчет системы под задачи определенного заказчика и исходя из характеристик его объекта.

Максим Колесников говорит о наиболее распространенной схеме: «Тревожная кнопка устанавливается на каждую кассу, вместе с этим может быть мобильная кнопка у охранника. Стоимость охранной сигнализации, включая кнопку, например, для магазина 130 кв. м может достигать 50 000-70 000 рублей». При этом время реагирования службы безопасности в столице составляет 7 минут.

Увеличение количества тревожных кнопок, безусловно, положительно скажется на снижении процента краж. Однако есть и другая сторона медали. Олег Вейкин считает, что подобные меры могут стать причиной роста ложных вызовов.

Говоря в целом о системах безопасности современных ТЦ, Олег Рыбаков выделяет противокражные системы (так называемые «ворота»), системы видеонаблюдения, охранную сигнализацию с возможностью вызова группы реагирования. В ночное время на объекте обязательно должна быть подключена охранная сигнализация. Все эти меры в комплексе дают максимальную защиту от проникновения на объект нарушителей. Современное оборудование, по словам эксперта, обладает надежной защитой от внешнего вторжения. Часто присутствуют датчики, которые отправляют сигнал тревоги при попытке заглушить или подавить сигнал.

Возврат к списку

Твитнуть

Спасибо за интерес к Группе «Астерос»!

Техподдержка мобильных решений