Новости

На острие или почему востребован отечественный антивирус

Сетевое издание «ВИКБИ»

01 сентября 2014г.

Стремительное развитие информационных технологий открыло широкий спектр новых возможностей для бизнеса. Современные компьютеры, гаджеты, программное обеспечение и различные онлайн-сервисы давно являются неотъемлемой частью бизнес-процессов. Технологии нашли свое место практически везде: в торговле и производстве, бухучете и финансовых операциях, документообороте и обслуживании клиентов, планировании и статистике. Благодаря этому, бизнес-структуры вышли на качественно иной уровень, позволяющий сокращать расходы, экономить время, повышать эффективность и качество работы с клиентами. Вместе с очевидными преимуществами технологии несут и различные угрозы, включая компьютерные вирусы.

Современные средства защиты от вредоносного кода содержат в себе множество компонентов, которые помимо противодействия компьютерным вирусам осуществляют фильтрацию спама, противодействие фишингу, шифрование и резервное копирование данных, а также другие функции в области компьютерной безопасности. В России работает немало компаний, готовых предоставить защиту от зловредов. В их числе и отечественные – "Лаборатория Касперского" и Dr.Web, которые соперничают за потребителя с иностранными вендорами Eset, Avast, McAfee, Symantec, AVG и другими. При этом зарубежные производители антивирусов не ведут себя на российском рынке формально. Их продукция и сайты поддержки русифицированы, а сам софт активно продвигается на российском рынке. Он представлен в ассортименте ведущих дистрибьюторов программного обеспечения и пользуется достаточной популярностью.

Рассказывает Антон Ленский, эксперт практики инфраструктурных решений ИБ компании "Астерос".

— Зарубежные антивирусные средства широко используются, как в единичном исполнении при решении фрагментарных задач, так и при построении комплексных систем защиты с использованием более одного средства. Например, в корпоративной информационной системе на ПК пользователей может ставиться один антивирус, а на сервер другой. Однако лидером продаж на российском рынке является не зарубежная компания, а отечественный Антивирус Касперского.

Большой опыт работы с ведущими вендорами показывает, что производители отечественного антивирусного программного обеспечения оказывают оперативную техническую поддержку на родном языке, имеют развитую партнерскую сеть, участвуют в проработке задач конечного потребителя совместно с интегратором. Российскому рынку антивирусной защиты более 25 лет, за это время разработчики набрались опыта и накопили обширную базу знаний по техническим решениям в области защиты от вредоносного кода.

Рынок антивирусов, пожалуй, одна из немногих ниш IT-отрасли, в которой российские производители чувствуют себя весьма уверенно. На территории России отечественная продукция играет доминирующую роль. Выбор потребителей может определяться разными причинами. Кто-то даже покупает российскую продукцию, в том числе, из патриотических чувств. Однако вряд ли российская «прописка будет» иметь решающее значение, поскольку киберзащита для современного бизнеса это не модный атрибут, а производственная необходимость, от которой нередко зависит финансовое состояние компании. Поэтому, при выборе антивируса на первое место выходит качество и эффективность - считает Антон Ленский.

— Важнейшими критериями для решения современных бизнес-задач являются: надежность, удобство пользования, комплексная защита, наличие сертификатов регулирующих органов РФ, качество защиты. Причем, качество защиты зависит от эффективности обнаружения угроз, частоты и регулярности обновлений, возможности вылечить зараженный компьютер, а также эффективности защиты без снижения производительности.

Данные критерии, а также ряд других используются в различных рейтингах надежности анитивирусов, которые регулярно публикуют в России специализированные организации. Если проанализировать разные хит-парады борцов с вредоносным кодом, можно заметить, что аналитики нередко расходятся во мнении, чья продукция является наиболее эффективной и надежной. Разброс оценок зависит не только от выбранных критериев и их приоритетности, но и от момента, когда осуществляется замер. Дело в том, что уровень и характер угроз весьма изменчив. Производители антивирусов стараются максимально быстро реагировать на новые вызовы, однако синхронно это происходить, естественно, не может. Кто-то из конкурентов решает определенную, конкретную задачу быстрее, а кто-то чуть медленнее. Тем не менее, согласно данным продаж, отечественные производители антивирусов "Лаборатория Касперского" и Dr.Web весьма популярны в нашей стране. И если Dr.Web занимает четвертую позицию на рынке, то "Лаборатория Касперского" уверенно лидирует с более чем 50%.

Доли вендоров на российском рынке продуктов для защиты конечных устройств

Эксперты полагают, что клиенты предпочитают российскую компанию, в том числе, и по причине геоориентированости многих вирусов. Отечественным производителям проще держать руку на пульсе, реагировать на новые вирусы и уязвимости - считает руководитель стратегических проектов "Лаборатории Касперского" Андрей Ярных:

— Действительно многие угрозы носят территориальный характер. Более того, они нередко языкозависимы, то есть имеют некую лингвистическую основу. Мы достаточно часто сталкивались с тем, что некий вредоносный код, написанный предположим для китайцев, был не работоспособен на других компьютерах именно в силу того, что он зависим от языковой части. Причины могут быть разные. Например, некоторые зловреды, в том числе и троянские программы, стремятся проникнуть на компьютер через спам, предлагая пользователю открыть зараженный файл. Если название и описание файла написано на непонятном языке, допустим теми же самыми иероглифами, пользователи не понимают, что им предлагают и игнорируют послание. Иногда вирус, написанный под определенный язык, дает осечку из-за того, что папки по умолчанию в операционных системах на китайском, русском или английском называются по-разному.

Естественно далеко не все вирусы «спотыкаются» о языковой или географический барьер. Нередко зловреды очень живучи, хорошо маскируются и способны размножаться, невзирая на границы. В такой ситуации очень важно своевременно отреагировать, "отловить" вредоносный код на ранней стадии распространения, когда атака еще не превратилась в эпидемию, а ущерб не начал исчисляться многими нулями. Для этого в крупных компаниях, таких как "Лаборатория Касперского", работает международная команда профессионалов.

Рассказывает Андрей Ярных:

— Нередко случается, что эпидемия возникает, например, в Китае, а потом эту уязвимость начинают эксплуатировать в США, России или другой стране. В этой ситуации подключаются антивирусные эксперты со всего мира. Евгению Касперскому удалось собрать специалистов, объединить их в компанию международного уровня, в которой на сегодняшний день работают не только российские, но и зарубежные секьюрные специалисты из Китая, Европы, США и других стран. Конечно, важно, что каждый находится на своем месте, видит отдельно свой участок и обладает региональной экспертизой. Но не менее значима синергия, которая возникает, когда эксперты общаются между собой, поскольку локальные тренды или локальные сигналы зачастую могут иметь мировую перспективу. Постоянное взаимодействие между специалистами из разных стран позволяют держать продукт на острие, на кончике.

Быть всегда на острие технологического прогресса, на острие понимания развития трендов информационной безопасности – это то стремление, которое позволяет "Лаборатории Касперского" не только лидировать на российском рынке, но и находиться в числе лучших в мире. Пока это удается.

Возврат к списку

Твитнуть

Спасибо за интерес к Группе «Астерос»!

Техподдержка мобильных решений